61020

Съездить в отпуск и остаться в живых. Проблемы русских туристов за рубежом

Сюжет В отпуск
Natalie Sayin / flickr.com

Полиции Кемера пришлось разнимать российских и украинских туристов, которые устроили драку на почве политических противоречий — с швырянием стульев и сбрасыванием противников в бассейн. При этом, по свидетельствам очевидцев, зачинщиками драки стали именно украинцы.

Подобные случаи на турецких курортах не единичны: драки, конфликты между отдыхающими и персоналом в Турции — почти обыденность. Корреспондент АиФ.ru Надежда Уварова провела месяц на анталийском побережье Турции, стала свидетелем отельной драки с поножовщиной и попыталась выяснить, почему за границей российским туристам не приходится рассчитывать ни на чью помощь.

«Если у вас будут какие-то проблемы, звоните круглосуточно в офис принимающей компании, — голос девушки-гида звучит в автобусе, осуществляющем трансфер туристов из аэропорта Анталии до отелей. — Вам помогут бесплатно, в любое время дня и ночи. Телефоны ваших отельных гидов и туроператора вы всегда сможете найти на информационном стенде».

Одни и те же слова, что слышат прилетевшие в Турцию из года в год, отдыхающие слушают в пол-уха: кажется, ну что может случиться в ставшей уже родной Турецкой Республике.

Поножовщина в отеле

Обычный ужин стандартного турецкого отеля взорвали крики, угрозы и грохот бьющейся посуды. Начавшаяся детская анимация резко закончилась: малыши в растерянности стояли около музыкальной установки, не зная, продолжится ли танец под «Арам-зам-зам» или на сегодня конец. Всё оказалось даже хуже, чем пронеслось в головах гостей отеля. За барменом с ножом гнался массажист гостиницы.

Уличный бар. Раньше здесь работал Эдик
Уличный бар. Раньше здесь работал Эдик. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Всё произошло за секунды. Никто не сообразил ни вызвать полицию, ни позвонить туроператору. Нож из рук одичавшего массажиста выбил отельный повар. Дебошира выгнали за территорию отеля.

Народ постепенно приходил в себя. Как выяснилось, бармен-армянин Эдик едва не стал случайной жертвой импульсивного турка. Последний во всеуслышание заявил, что Эдика «хочет», поскольку ему надоели русские туристки. Туристы тут же вспомнили стародавний турко-армянский конфликт и списали драку на него. Тем не менее ужас, сковавший туристов, не проходил: массажист с группой товарищей мог вернуться в любой момент.

Народ скопился у ресепшена. Анне, матери Эдика, которого чуть не зарезали на её глазах, стало плохо. Её уложили на лежак и унесли в подсобку. Хозяин отеля запретил вызывать скорую помощь и полицию. Как выяснилось, армянская семья, почти в полном составе приехавшая в отель работать, кто официанткой, кто горничной, оформлена никоим образом не была. Всем работникам надели браслеты, как туристам, дабы не вызывать вопросов в случае случайной проверки. Само собой, никакие страховки действовать не могли: их попросту не было. Женщине помогали туристы, кто нашатырём, кто добрым словом. Едва Ане стало легче, она встала и пошла работать. В консульство, которое, по логике вещей, должно было вмешаться, никто не позвонил по просьбе пострадавших: Анна и её дети могли иметь проблемы с законом, ведь они не были трудоустроены, а лишь работали, имея устную договорённость с хозяином отеля.

Анне стало плохо с сердцем, когда на её глазах чуть не зарезали сына
Анне стало плохо с сердцем, когда на её глазах чуть не зарезали сына. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Полицию не разрешил вызывать хозяин отеля. Пригрозил, что, если туристы куда-либо пожалуются, устроит своим армянским сотрудникам «сладкую жизнь». А если никто не пойдёт в полицию, то оплатит пострадавшим парню и его матери билеты домой. Многие гости отеля согласились молчать.

Вся семья армянина Эдика была выгнана из отеля без расчёта
Вся семья армянина Эдика была выгнана из отеля без расчёта. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Назавтра почти весь состав отдыхающих окружил отельного гида с требованием переселить их в другой отель. Алексей передал в офис принимающей стороны — туроператора — все заявки и сказал: на бесплатное переселение можете не рассчитывать, все другие отели будут с доплатой. Если будут: пик сезона, мест нет. «Некуда бежать, — то ли в шутку, то ли всерьёз говорили люди у бассейна и на пляже. — Будем надеяться на лучшее».

Хозяин отеля заверил: массажист передан в руки полиции. Тем не менее агрессивного мужчину видели на пляже отеля почти каждый день.

Аниматор Вика, сестра Эдика, бросила проводить праздник для детей, когда возникла угроза жизни её брата
Аниматор Вика, сестра Эдика, бросила проводить праздник для детей, когда возникла угроза жизни её брата. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«А кто вам сказал, что будет мясо?»

Из всех заявок на переселение удовлетворена была только одна. Беременная женщина из Тюмени с семилетней дочерью так «насели» на туроператора и отельного гида, что «отвертеться» им не удалось. Женщина пригрозила подать в суд за угрозу сохранения беременности. Им была предоставлена возможность самостоятельно добираться до отеля на другом конце Аланьи, за свой счёт на такси, с доплатой всего 190 долларов. Вырвавшаяся из отеля единственная счастливица сияла от радости, тягая тяжеленный багаж в сторону машины такси.

Питание в отеле, как сказал отельный гид, не оговаривается никакими нормами и законами. «Это мы ждём, что нас будут кормить вкусно и разнообразно, — по секрету рассказывал Алексей соотечественникам. —Здесь разница между отелем в три или четыре или четыре и пять звёзд весьма условна. Это в Испании вам предложат на завтрак даже в «трёшке» шампанское и фрукты. Здесь всё меню на усмотрение хозяев отеля».

В этом отеле хозяин мяса не усмотрел. Зато предусмотрел трёхразовое соевое питание, при виде котлеток из непонятно какого фарша туристы в голос ныли: опять «педигри». «А кто вам сказал, что будет мясо?» — спросил как-то владелец отеля отдыхающих. Действительно, кто. И люди снова кинулись звонить туроператору: питание никуда не годится, примите меры.

«Мы направили претензию на электронный адрес отеля, — сообщила корреспонденту АиФ.ru в телефонном разговоре представитель принимающей стороны по имени Мария. — На ресепшене подтвердили получение документа и обещали улучшить питание». С тех пор звонить принимающей стороне ходили почти все туристы. Питание не изменилось. Вернее, хозяин принял тактику чередования: раз в неделю давали на ужин жареную на гриле рыбу. После этого три дня мясного не было вообще.

С такими мелочами, как ничего не работает, никто не будет разбираться
С такими мелочами, как «ничего не работает», никто не будет разбираться. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Конечно, мы в Турцию едем не мясо есть, — говорили всё понимающие и уставшие бороться за свой отдых, за который, собственно, уплачены немалые деньги, россияне. — Но какие-то элементарные принципы питания должны быть соблюдены».

Эпидемия отравлений

О том, что до этого было всё хорошо, туристы узнали спустя пару дней, когда в отеле началась эпидемия отравлений. Врача вызывала семейная пара из Питера; бывший военный отпаивал свою отравившуюся отельной едой супругу чистым спиртом. Приговаривая, что только он, неразведённый, способен убить все проблемы с кишечником. Отравилась пожилая дама из Челябинска, которая невесело шутила, что из тринадцати дней своего отпуска десять провела в нездоровье. Устав звонить принимающей стороне и жаловаться в пустоту, народ ринулся на сайт туроператора, чтобы оставить письменные претензии. Смешно, но данная функция на официальной странице турфирмы не предусмотрена, зато имеется масса предупреждений, что все изложенные претензии не имеют юридической силы.

Нашёлся среди отдыхающих и юрист, который готов был впереди всех попавших на такой вот «неблагоприятный» отдых по приезду домой бежать в суд. Но он огорошил всех, сообщив: «Дорогие, мы с вами ничего не добьёмся. Чтобы суд встал на вашу сторону, нужно предоставить миллион доказательств об испорченном отдыхе, включая медицинские справки, аудио- и видеозаписи, свидетельские показания. Кто из вас пойдёт до конца? Это здесь мы полны решимости и праведного гнева: приезжаешь раз в год отдохнуть, собрав все накопления, а получается, только тратишь себе нервы». С ним все согласились: хотелось выбраться домой и забыть об этом «отдыхе».

Крепость Аланьи. По преданию здесь жил султан Сулейман. Из-за всех красот и моря русские туристы не останавливаются ни перед какими опасностями
Крепость Аланьи. По преданию здесь жил султан Сулейман. Из-за всех красот и моря русские туристы не останавливаются ни перед какими опасностями. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Куда мы денемся с подводной лодки»

Немного воспряли духом отдыхающие, когда в отель прибыла хозяйка — русская женщина, гражданская жена турка-хозяина. Она выслушивала все претензии отдыхающих внимательно, не перебивая, кивала, когда народ говорил о плесени на сыре и о вонючей колбасе. Обещала навести порядок. Улучшить питание и обслуживание. Всё оставалось на прежнем уровне. Внезапно в отеле сменился гид. Вместо Алексея появился Сергей. Все ринулись к нему. Сергей фиксировал номера комнат и ваучеров, контактные данные отдыхающих. И также говорил спустя пару дней, что, увы, сезон, все отели забиты и придётся потерпеть. Бывший военный, тот, что лечил жену спиртом, обнаружил настолько микроскопические куски курицы впервые за неделю, что пошутил: «Её взорвали. Так порезать тушку невозможно». Отдыхающие считали дни, сколько кому оставалось до конца отпуска, рассказывали друг другу, как видят во сне копчёную колбасу и борщ, и тихо ждали своих вылетов. «Куда мы денемся с подводной лодки, — говорили друг другу жители Красноярска и Москвы, — вперёд самолёта в Россию не вернёшься». Если вылет задерживался, народ впадал в депрессию. Вместо того чтобы радоваться возможности провести ещё один солнечный день на море, каждый думал, какие ещё неприятные сюрпризы можно ждать от отеля.

Мулла поёт молитвы в мечети, а такие громкоговорители висят на всём побережье, чтобы их слышали все
Мулла поёт молитвы в мечети, а такие громкоговорители висят на всём побережье, чтобы их слышали все. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Почему только русские туристы не нужны никому за границей? Почему только нам продают как 4-звёздочный отель гостиницу, которую приехавшие следом поляки и чехи купили как три звезды? Почему мы считаем счастьем, если нам достался хороший номер, в котором всё работает, — мы что, не заплатили за уют? Как обезопасить свой отдых и сделать его комфортным?

По приезду можно обратиться в суд или к туроператору с требованием возмещения морального вреда за испорченный отдых. Но, как грустно шутили туристы, что ты напишешь в претензии или иске? Что тебя плохо кормили — а кто сказал, что будет всё вкусное и свежее? Что не работает холодильник — а кто будет разбираться с такой мелочью? Что персонал мог зарезать туристов — а где доказательства? Русские туристы лишь надеются на счастливый случай и на удачу.

АиФ.ru собрал основные советы, как действовать, если во время заграничного отдыха у туристов возникают проблемы:

  • Если отель не соответствует прописанным в договоре с туроператором требованиям, то первое, куда нужно обратиться, — принимающая сторона, местный туроператор, который является партнёром российского. Вы вправе потребовать выполнения условий, прописанных в договоре. Например, одно- или двухместное размещение, питание по выбранной системе. Обратиться вы можете, вам должны помочь по закону. Как это будет на деле — утверждать наверняка, увы, нельзя.
  • Если у вас украли деньги или вещи, избили, если в отеле происходит что-то подозрительное, обратитесь в полицию. Можно подойти к любому полицейскому, он попытается помочь. Такой совет дают в большинстве турагенств. На деле, если вас привезли в участок за драку с местными жителями, — виноваты будете вы. А вот если речь идёт об имущественном преступлении, возможны варианты. Ещё один важный момент — языковой барьер. Вам будет сложно объяснить ситуацию, если полицейский не владеет никаким языком, кроме турецкого.
  • Конечно, лучше выходить из всех ситуаций без конфликта, находя разумный компромисс. Если возникший конфликт влечёт за собой применение каких-либо санкций, то, конечно, следует обратиться в российское посольство или консульство. Здесь вам обязаны помочь, но пустяками никто заниматься не станет. На деле всё вновь оказывается по-другому. Например, турист будет вынужден оплатить дорогу, а также понести расходы на необходимые документы для возврата в Россию. Где взять деньги, если вас, к примеру, обокрали? На этот вопрос у законодательства ответа нет. Кроме того, на большинстве курортов консульских отделов нет, обычно приходится ехать в столицу принимающего государства, а это опять же деньги и время.

Смотрите также:

Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах