240

С душой и сердцем. В России реализуется система ухода за пожилыми на дому

Сюжет Национальные проекты

8 июня в России отмечается День социального работника. За последние годы и сама суть, и значимость этой профессии кардинально поменялись.

Самое явное изменение: люди стали получать адресную помощь. Раньше всех стариков и инвалидов старались помещать в дома престарелых или психоневрологические интернаты, где они просто доживали, зачастую в тяжёлых условиях. Сейчас помощь таким людям стараются организовать по возможности на дому.

В рамках нацпроекта «Демография» в 24 регионах страны отрабатывается новая система долговременного ухода, которая нацелена на то, чтобы пожилые люди и инвалиды могли получать адекватную помощь дома, в своей семье, с привлечением патронажной службы и сиделок. С 2022 года планируется распространить этот опыт на все регионы.  И здесь соцработники незаменимы. Они покупают продукты, лекарства, записывают к врачам и помогают добраться до медучреждения, убираются в квартире, оформляют документы или просто приходят выслушать, ведь пожилые люди часто очень одиноки. Казалось бы, самая незамысловатая работа. Но на деле далеко не каждый может трудиться в этой сфере. Помимо просто человеческих качеств, — доброты, терпения, сострадания, отзывчивости, умения поддержать разговор и слушать — зачастую требуются навыки медсестры, психолога и даже юриста.

Профессия как призвание

Те, для кого эта профессия больше, чем просто принести продукты и убраться в квартире, скорее, призвание, чем работа, задерживаются надолго. Некоторые работают больше 20 лет. Одна из таких —Оксана Бородай, которая работает социальным работником в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа. Под её опекой находятся 12 инвалидов и пожилых людей. Простые бытовые дела: поход в магазин за продуктами, приготовление горячей пищи, уборка, оплата коммунальных счетов, вызов врача на дом — невыполнимая задача без посторонней помощи. А ведь с каждым нужно ещё найти общий язык. Для Оксаны Бородай социальная работа — это образ жизни.

В свободное время Оксана Анатольевна звонит своим «бабушкам и дедушкам», чтобы узнать об их самочувствии, подбодрить, поднять настроение. С некоторыми подопечными за долгие годы сотрудничества складываются близкие, почти семейные отношения. Как, например, с 53-летней Анной Давидовной Ивановой. Больше 10 лет назад из-за рассеянного склероза она перестала ходить, а последние 8 лет прикована к постели. Она всегда с нетерпением ждёт прихода своей помощницы и друга. «Нам всегда есть о чём поговорить. А благодаря хлопотам Оксаны дела и квартира в полном порядке», — делится женщина.

Оксана Анатольевна из тех людей, которые делают свою работу не формально и не бездумно. Она всячески убеждает пожилых контролировать здоровье, выполнять все рекомендации врачей и вовремя к ним обращаться, больше бывать на свежем воздухе, хотя бы просто посидеть на скамеечке у подъезда. Перед походом в магазин корректирует списки продуктов: вредные вычёркивает и добавляет те, что способствуют снижению холестерина и давления. «Предлагаю своим подопечным рецепты богатых витаминами блюд из недорогих свежих овощей», — рассказывает Оксана Анатольевна. Своим опытом она охотно делится с коллегами.

Сиделки для больных

Некоторым людям с ограниченными возможностями здоровья требуется специфический уход на дому. Для этого в рамках нацпроекта «Демография» сейчас реализуется дополнительная услуга — помощь сиделок. В частности, служба сиделок организована в Севастопольском комплексном центре социального обслуживания, где больше 20 лет трудится Фатмашерфе Шерфединова. С момента создания службы сиделок в марте 2018 года она одной из первых включилась в эту деятельность. По образованию Фатмашерфе медик, что, конечно, очень помогает ей в новой работе.

Среди её подопечных шестеро инвалидов, которые живут в трёх разных районах. У всех непростая судьбой, ко всем нужен особый подход. В одной из семей Фатмашерфе помогает маме, инвалиду 3 группы, ухаживать за тяжело больной дочерью с 1 группой инвалидности. «Каждый со своим характером и пониманием жизни, но все они за годы работы стали мне близкими и родными. А они в свою очередь поддерживают меня, когда мне трудно. Я с уверенностью могу сказать, что моя работа приносит мне положительные эмоции, радость и удовлетворение», — отмечает Фатмашерфе Наджатиевна.

Фатмашерфе Шерфединова с дочерью Лилей.
Фатмашерфе Шерфединова с дочерью Лилей. Фото: из личного архива Фатмашерфе Шерфединовой.

В этом году Фатмашерфе стала победителем конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания города Севастополя». Кстати, её дочь Лиля пошла по маминым стопам и два года трудится социальным работником. Мать помогает ей советами, а когда есть необходимость, они заменяют друг друга на работе.

Новые технологии

Социальные работники учат пожилых людей пользоваться порталом Госуслуг, без очереди записываться к врачу через электронную приёмную. А кто-то осваивает планшет, чтобы общаться с детьми и внуками по видеосвязи, и одиночество отступает. Кстати, в Атласе новых профессий появилась даже такая — «социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями через интернет».

Сотрудники Кировского центра социального обслуживания проводят вебинары о реализации системы долговременного ухода на своей территории и делятся опытом с соцработниками из других регионов. Например, с коллегами из Ставропольского края — о работе пункта проката оборудования и средств реабилитации, организации отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, деятельности социальных семей и работе службы сиделок.

Елена Макарова из Брянской области работала в сельском доме культуры. В 2008 году пришла в социальную сферу и поняла, что это и есть ее призвание: работать с людьми, помогать тем, кто из-за возраста или состояния здоровья не может самостоятельно решать бытовые проблемы. Сейчас у неё 13 подопечных: ветераны труда, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, инвалиды и одинокие пенсионеры. «Нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу», — говорит Елена. В своей работе она применяет инновационные технологии. Есть такая услуга «библиотека на дому», когда соцработник доставляет книги по заявкам своим подопечным, используя библиотечный фонд комплексного центра. Ещё одна — «санаторий на дому», когда оздоровительные мероприятия проводятся в условиях надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов. Есть также «тревожная кнопка» — экстренный звонок соцработнику, который при необходимости вызовет «скорую», газовую или другую службу или просто успокоит.

Новая система долговременного ухода направлена на то, чтобы максимально продлить пребывание пожилых людей и инвалидов в привычной среде проживания, поддержать их. Практика уже показала, что такой подход намного эффективнее стационарного обслуживания. Он не только экономит государственные средства, но намного гуманнее и человечнее, чем социальные интернаты.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество