aif.ru counter
2305

Русский рыцарь Дмитрий Савченко: «Герцог Московский? Звучит как-то глупо»

Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы». © /

«Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры»

Рыцарь на коне и в латах, доблестно совершающий подвиги во имя своей чести и прекрасной дамы – красивый образ, сегодня встречающийся только в фильмах. Так думают многие, но это не совсем верно. Встретить самых настоящих рыцарей, не в переносном, а в прямом смысле слова, вполне можно и в Москве XXI века.

С человеком, которого называют «главным русским рыцарем XXI века», АиФ.ru встретился на улице Правды, что весьма символично в данном случае.

«Главный русский рыцарь» оказался вполне обычным современным россиянином, чей внешний облик никак не выдавал в нем героя ристалища.

«Довольно часто приходится интервью давать, и журналисты спрашивают: «А какой у вас титул?» Я все время теряюсь, не знаю, что они хотят от меня услышать. Что я - цыганский барон, или что, там, герцог Московский? Звучит как-то глупо.

Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры», - заметил наш собеседник Дмитрий Савченко, координатор проектов Агентства исторических проектов «Ратоборцы», организатор «Турнира Святого Георгия», главного и самого престижного состязания современных рыцарей, которое в 2016 году пройдет в начале мая в московском парке «Коломенское».

«Нам тогда показалось, что это дико здорово: кому-то по башке настучать клюшкой, и тебе за это ничего не будет»

Андрей Сидорчик, АиФ.ru:  Дмитрий, возможно, вам этот вопрос покажется банальным, но от него никуда не денешься – как вы, современный человек, стали рыцарем?

Дмитрий Савченко: Ну, все довольно банально, на самом деле. Такая череда событий, наверное, даже где-то случайных встреч с разными людьми. Началось все еще в школьные годы. Мой друг рассказал мне, что есть такие ребята в Москве, - «толкиенисты» называются. С произведениями Толкиена мы тогда знакомы не были, но нас очень вдохновило, что где-то в середине Москвы собираются ребята, которые ловко друг с другом сражаются, используя различные подручные предметы. И нам тогда показалось, что это дико здорово: можно куда-то поехать и кому-то по башке настучать клюшкой, и тебе за это ничего не будет.

На дворе был 1998-й год, мы собрали свою компанию, сделали мечи из клюшек, и поехали в Нескучный сад, где собирались «толкиенисты».

Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

Там нам быстро объяснили, что это целая философия, что надо книжки читать, что для нас было открытием. Где-то год мы сражались с коллегами в Нескучном саду, а в 1999-м попали на одну ролевую игру в Измайлово. Там был замечательный человек, который произвел на нас впечатление тем, что у него была кольчуга, шлем металлический. Он на нас посмотрел и сказал: «Вот, ребята, вам надо идти в реконструкторы». Мы спросили его, кто такие реконструкторы, и он нам сказал. Он был, видимо, тонкий психолог и к нашим подростковым душам нашел очень быстро подход, заметив: «Ну, в детали вам не нужно вдаваться. Реконструкторы – это все то же самое, только мечи железные дают».

Мы сразу же забыли про ролевое увлечение, потому что железные мечи были гораздо интереснее, чем клюшки, и попали к реконструкторам. Все это сопровождалось изучением истории, старшие товарищи требовали каких-то знаний, я начал читать книжки.

Я съездил на ряд фестивалей, собрал свой первый комплект настоящих, а не «фентэзийных» доспехов – комплект немецкого рыцаря XIII – XIV веков.

Отъездив в этих доспехах примерно год, я пришел к выводу, что пешком в этом ходить совершенно не надо, что пеших рыцарей не было, потому что таскать на себе все эти тяжести совершенно нереально. Должна возить лошадь.

В итоге я попал конюшню ВДНХ, в конно-спортивный театральный клуб «Королевский двор» под руководством Юрия Бугаева. Кое-какой опыт верховой езды у меня к тому времени был, но мне быстро объяснили, что этого недостаточно. Я стал тренироваться по 5-6 дней в неделю, и вот уже больше 10 лет занимаюсь этим делом.

«Я являюсь профессиональным рыцарем»

- Что из себя представляет рыцарство XXI века? Это – спорт, шоу, образ жизни?

- Наверное, это образ жизни. Как в одном из своих интервью сказал один ярчайших представителей современного рыцарства, доктор Тобиас Кэпвелл, куратор королевских оружейных палат в Лидсе: «Рыцарство, турниры – это то, что нельзя попробовать. Ты либо делаешь это, либо ты не делаешь это». Чтобы в каких-то своих навыках приблизиться к тому уровню мастерства, который был у людей тогда, надо жить так, как они жили тогда.

Постоянно, посвящая, огромную часть своего времени тренировкам, поддержанию своей формы. Необходимо иметь доспехи и все прочее-прочее, поэтому на серьезном уровне, ну да, это образ жизни, в какой-то степени, так сказать. При этом, это, конечно же, спорт. Это спорт средневековья, таким, каким он был тогда. И я занимаюсь рыцарскими турнирами, рыцарские турниры – это такая вещь, которую мы можем реконструировать без каких бы то ни было условностей.

В Средние века, в XV веке турнир был спортивным состязанием, перед участниками которого не стояла задача принести сколько-нибудь серьёзный вред здоровью противника.

- У вас есть какая-то профессия, помимо занятия рыцарством?

- Для начала, чтобы на этот вопрос ответить, нужно определиться с терминами, кто такой профессионал, что такое профессия? Это человек, который своим ремеслом зарабатывает себе на жизнь, да. Человек, который окончил высшее учебное заведение по профессии педагог, но педагогом не работает, не является профессиональным педагогом, вот. Это мой случай, потому что у меня высшее педагогическое образование, но я школьным учителем не работаю.

Я являюсь профессиональным рыцарем. Организуя и участвуя в рыцарских турнирах, я, в том числе, и зарабатываю себе на жизнь. Современные рыцари  зарабатывают сопутствующей деятельностью - кто-то седла делает, кто-то на тренерской работе с лошадьми занимается, ну, а я вот, помимо рыцарства, занимаюсь организацией исторических мероприятий.

 - Современные рыцарские турниры проходят по тем же самым правилам, что были в Средневековье?

- Да, но тут надо оговориться, что в Средние века унификации правил не было. Каждый организатор турнира мог выдумывать или записывать любые правила, которые считал нужным, и тогда к этому относились все совершенно спокойно. Наши правила, правила «Турнира «Святого Георгия» - это один из возможных вариантов правил, которые созданы с опорой на огромное количество источников.

Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

«Таких турниров, как московский «Турнир Святого Георгия» - не больше четырех в мире»

- У российского «Турнира Святого Георгия» есть особенности, которые отличают его от подобных состязаний в других странах?

- Главное отличие – «Турнир Святого Георгия» является одним из немногих, которые проводятся на цельнодеревянных копьях. Большая часть турниров, которая проходит по всей планете – турниры на бальсовых копьях. Что они из себя представляют? Бальса – это такое мягкое и очень колкое дерево, которое является эндемиком Южной Америки.

Бальсовый наконечник копья при сшибке рыцарей очень красиво разлетается таким взрывом щепок, много можно посмотреть красивых фотографий в интернете. Но в то же время это не исторично – удар получается значительно слабее. Не знало Средневековье бальсы. Рыцари сшибались на цельных копьях.

Людей, которые занимаются бальсовыми турнирами, много. Я сам принимал в них участие в бальсовых турнирах, например, в США выступал на турнире «Феникса».

Меньшая же часть турниров, именно таким и является наш «Турнир Святого Георгия», это так называемый Solid Lance Jousting, то есть, сшибки на цельных деревянных копьях.

Когда мы делаем копье из твердых пород дерева, снабжаем его металлическим наконечником, так называемым коронелем, то полностью повторяем условия Средневековья. Таких турниров по всему миру проходит, на самом деле, не очень много. В 2016 году, включая наш, пройдет не более четырех. И выйти на них могут не более нескольких десятков человек на всей планете.

- А как возник «Турнир Святого Георгия»?

- Попытками воссоздания конных рыцарских турниров в России ребята занимаются довольно давно, где-то с 2001-2002 годов. Тогда все это проходило на довольно низком уровне, с точки зрения материально- технической базы и подготовки людей.

Было очень много азарта, очень много задора, но мало знаний и средств, для того, чтобы сделать техническую часть на должном уровне. Все это постепенно развивалось, интернет упростил обмен информацией с зарубежными коллегами, и мне лично стало понятно со временем, что мы немножко не тем путем движемся. Что надо больше уделять внимания историчности, материальной части, и стараться приблизиться именно к тому, как делали турниры в Средние века.

Средневековые бои в наши дни: искры стали, кровь и доблесть веков | Фотогалерея

Качественный прорыв случился в 2013 году, когда мы провели в рамках фестиваля «Времена и эпохи» рыцарский турнир в парке «Коломенское». Это был первый в России по-настоящему международный турнир. Впервые в рамках турнира мы сделали цельные деревянные копья, поставили на них металлические наконечники. Честно сказать, было страшно, потому что абсолютно было непонятно, чем вообще это может кончиться, потому что занятие, в принципе, довольно травматичное.

«О Боже, в этой черной дыре еще и турниры кто-то организует?!»

- Как к приглашению в Россию отнеслись иностранные рыцари?

- О, это отдельная история. Я уговаривал, что называется, плясал с бубном, слышал в ответ: «О Боже, в этой черной дыре еще и турниры кто-то организует?!» Отношение было такое. Но все получилось, иностранцы приехали. Успех был полный, без лишней скромности надо сказать.

Мы сравнили свои силы с зарубежными коллегами и, оказалось, что у нас все хорошо, что, в общем-то, мы способны выступать на европейском уровне, и они это тоже оценили, и сказали: «Да, вы движетесь в правильном направлении». Огромный успех у публики, что для нас тоже было важно. То есть, зритель пришёл, посмотрел.

Русский рыцарь Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Русский рыцарь Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

- И после первого турнира….

- … нам стало понятно, что мы можем сделать лучше. Что это может быть успешное мероприятие и с коммерческой точки зрения.

У нас был год паузы, мы готовились, провели очередную работу по улучшению материальной части и начали подготовку к турниру, который стал первым, который официально прошел под названием «Турнир Святого Георгия».  Он состоялся в мае 2015 года. Это был очередной скачок для нас, как в организационном плане, так и в материально-техническом. И вот сейчас приближаемся ко второму по счету «Турниру Святого Георгия».

- Сколько человек будут участвовать в 2016 году? По каким правилам пройдет турнир?

- В этом году у нас будет участвовать 8 рыцарей, непосредственно те, кто войдет в основной зачет, плюс у нас будет один так называемый «запасной рыцарь», это молодой боец. Запасной нужен потому, что мероприятие травмоопасное, относительно много всего случается, так как это живой процесс, это не шоу. Исход поединка может быть любым.

Это очень серьезный мировой уровень, потому что ни на одном турнире на цельнодеревянных копьях за последние 3 года не было больше 10 участников, вообще нигде в мире. То есть, по количеству наш турнир можно назвать крупным современным мировым турниром.

Он проходит по правилам сшибок на цельнодеревянных копьях, турнирный зачет состоит из трех дисциплин, рыцари сражаются в трех номинациях: это сшибки на копьях – основная дисциплина, конные бои на булавах, команда на команду, либо каждый сам за себя, это групповой бой. И индивидуальные поединки пешими на больших двуручных топорах, так называемых полэксах.

На английском – poll-шест и axe – топор. Это классическое и очень характерное для  XV века оружие рыцарей, которые сражались в латах. И плюс, у нас есть такой инструмент на турнире – «Суд дам». Это дань историческим реалиям определенным.  Суд тоже может участников либо премировать определенными зачетными баллами, либо оштрафовать за какие-то неблаговидные поступки, там, неопрятный внешний вид, или что-то еще. Ну, так как это все-таки рыцарский спорт, я посчитал, что такой инструмент нужно ввести, он себя оправдывает. Победитель определяется по сумме набранных баллов во всех дисциплинах.

«Мы не платим денег. Победитель получает копию кубка XV века»

- Какую награду получает победитель? Есть ли у «Турнира Святого Георгия» призовой фонд?

- Призового фонда в форме неких денежных сумм нет. Мы не платим денег. Мы делаем реконструкции призов. История донесла до нас ряд артефактов, которые были турнирными призами в XV веке. И главный приз «Турнира Святого Георгия» 2015 года – это была копия рыцарского кубка из Базеля. Очень красивый кубок, позолоченный, серебро, литье там, и прочее-прочее. Я не буду говорить, сколько он стоит.

В данном случае, деньги для участников не важны. Не столько важны. Важнее победить, завоевать этот кубок.

- Насколько велик интерес российской публики к рыцарским турнирам?

 - В 2015 году турнир посмотрели 4 тысячи человек, в этом году надеемся, что турнир посмотрит 6 тысяч человек.

- Если сравнивать с рыцарскими турнирами в других странах, это много или мало?

- Мы впереди планеты всей, однозначно совершенно. На это есть и объективные причины. Москва – крупнейший город Европы. Здесь турнир, естественно, посмотрит больше людей, потому что их здесь просто больше живет. В Европе немножечко по-другому все это организуется. Как правило, это не очень большие мероприятия, на которые приезжают посмотреть…

- Узкий круг интересующихся лиц?

- Хороший вопрос, я даже не знаю, как это объяснить. Мне кажется, просто организаторы недорабатывают. 

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы