Примерное время чтения: 10 минут
4593

«Русские люди - не алкаши!». Как священник из Твери борется с пьянством

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Кто виноват в авиакатастрофе? 04/11/2015
Руководитель тверского общества трезвенников Александр Горячев.
Руководитель тверского общества трезвенников Александр Горячев. / Ольга Костенко-Попова / АиФ

«Выпьете с дороги?» — этот, казалось бы, обычный во­прос меня ошеломляет. Потому что задаёт его известный на всю Россию борьбой с пьянством священник, руководитель тверского общества трезвенников Александр Горячев. «В каком смысле?» — переспрашиваю охрипшим от удивления голосом. «Чаю, в смысле, выпьете? Или морсу? Ну не водки же! Что ж у нас, россиян, так стереотипы намертво в сознании приколочены?!»

Во время общения с отцом Александром приходится расставаться со стереотипами ежеминутно. Потому что вся его жизнь — ломка. В хорошем смысле. Ломка привычного и закостенелого. Все стремятся из глубинки в Москву и Санкт-Петербург, он же, наоборот, выучившись в модном питерском вузе на режиссёра, приехал в Тверь спасать народ от пьянства и наркомании. Лечение от всякой «дури» стоит немыслимых тысяч — у Горячева отрезвляют без всяких денег. 1 января большая часть народа лежит в салате оливье, а в Твери в это время проводят «трезвые стояния».

1873 общества трезвости

«Только не пишите, как будто я сам наизобретал, как народ от пьянства отвращать, — настаивает отец Александр. — Нужно просто лучше знать и ценить свою историю. У нас почему-то понятие «борьба с пьянством» только с Горбачёвым ассоциируется. А ведь наши общества трезвости гремели на весь мир! К началу 1911 года в Российской империи их было 1873! Трезвенники, в основном крестьяне, громили питейные заведения, разорили больше 3 тыс. кабатчиков. Одно из обществ трезвости основал Лев Толстой, у него в членах даже путешественник Миклухо-Маклай был. (Некоторые, правда, воздержания не выдерживали — вот художник Репин с трезвенниками завязал.) Народ вынудил царское правительство принять решение о введении «сухого закона».

Все винокуренные заводы закрыли, склады с алкоголем опечатали, а за самогоноварение установили наказание — 5 лет тюрьмы. Так что нам не у европейцев надо учиться, как с пьянством бороться, а у самих себя. Русские люди — не алкаши беспросветные и никогда такими не были. Я всегда дуракам говорил: «Да возьмите же карту мира и посмотрите на территорию СССР. Забулдыги могли создать такую мощнейшую дер­жаву?» У нашего местного священника во Власьево был в своё время целый «вытрезвляющий холдинг»: трудовой дом, приют для сирот, банк, даже театр — и всё при Обществе трезвости. То есть человек, решивший завязать, приходил к нему и встраивался тут же в «отрезвляющую структуру». Что-то подобное мы у себя сейчас создать решили. Пока, конечно, не до банков и не до театров. Ведь ещё и собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (а именно ей молятся об избавлении от пьянства) восстанавливаем своими силами».

Исцелить душу

Мне очень хочется понять, КАК же именно спасает от пьянства людей отец Александр. Кодированием каким-нибудь православным? Капельницами с водой из святого источника? «Вы вот говорите о медикаментозном лечении, — объясняет Горячев. — А мы ведь спасаем не хроников, а «бытовых пьяниц», которых у нас в стране большинство. Пьют они не оттого, что без водки физиологически не могут, а просто жить им как-то скучно.

Вот у нас и родились две православные «спасительные» общины для таких «заскучавших»: в Твери и в посёлке Власьево. Это не ­реабилитационные центры, там нет врачей (важно отметить: реально «тяжёлых» алкоголиков и наркоманов отец Александр немедленно перенаправляет в наркодиспансеры. — Авт.). Ребята (так их практически любовно называет Горячев) восстанавливают храмы и в городе, и в деревне, выращивают овощи, ухаживают за домашними животными. Откуда деньги берут? С деньгами сложно, тут благодарны любой помощи, но стараются сами заработать. То траву соседям покосят, то забор поставят. Горячев с ними постоянно беседы проводит и не только о Боге, у него одно из образований — психологическое. И молятся, конечно, не только о своём исцелении, но и исцелении других людей. Им списки со всей России приходят. Единственная барышня в городской общине, Ирина (имя изменено. — Ред.), подключается к беседе: «Не буду скрывать — пью давно. И вот что поняла, когда лечилась: важно не только тело исцелить, но и душу. И ещё заменить «пьяное расслабление» на другое, полезное: в лесу гулять, в бане париться, детьми заниматься. Иначе пиши пропало — снова за бутылкой в 8 утра побежишь. Где я только не перебывала. В нескольких сектах меня попрошайничать на улицах заставляли с ящиком на шее, чтобы «бесплатное очищение» отбить. А тут я домашним хозяйством занимаюсь. Жаль только, женщин со мной больше нет, поболтать не с кем по-бабьи. Пьём же мы не меньше мужчин. Только признаться в этом стесняемся, помощи попросить. Вот и калечим себя и семью свою».

Самолёт в помощь

«Отрезвить город или область на 100% нельзя, человек всегда будет стремиться к запретному удовольствию, — вздыхает Горячев. — Но и сидеть сложа руки преступно, из ручейков река сливается. Вот я искренне не понимаю мужиков, которые спокойно смотрят, как их жёны с детьми на детских площадках, превращённых в пивнушки, гуляют.

Да соберитесь вы, создайте дружину, алкашей разгоните, тренажёры во дворе соорудите — тогда молодёжь от пивных бутылок оторвётся... Мы с малого начинали: возродили «трезвенные стояния» с молитвами в Твери, назвав 1 января Днём русского духа. В честь двух святых: Вонифатия, которому в этот день молятся об избавлении от пьянства, и Ильи Муромца, который ничего, кроме кваса, крепче в рот не брал. В сентябре в День трезвости летаем на самолёте над городом с иконой «Неупиваемая чаша», кропим оттуда народ святой водой. И на машинах нашу икону везде возили, и на байках, а когда по Волге с ней проплыли — на берега тысячи людей выскакивали. В 2011 году вышли на гордуму с предложением создать в Твери зоны трезвости — и сделали! Раньше в центре у нас какая-то клоака была, молодёжь, как вороньё, на спинках скамеек сидела и пила. А сейчас этого нет, приятно пройтись по красивому городу, а не по «бухаловским переулкам».

Вернуть... стыд!

«Вас, отец Александр, надо клонировать и во все наши города внедрять», — не удерживаюсь от шутки. Он смеётся: «Нужно всей страной за пьянство браться, сверху донизу. Депутаты вон пообсуждали идею запрета продажи по пятницам алкоголя — и забыли, а запреты необходимы. Ерунда это лоббистская, когда говорят, что нужно и цены на водку снижать, и продавать её везде, а то народ травиться денатуратами пойдёт. Не пойдёт! Кто шнягу пил, тот и продолжит, а другие, увидев, что в продаже пива нет, сок купят, сколько раз сам такое наблюдал. Я бы и лечебно-трудовые профилактории вернул, и доски позора.

Пить должно быть стыдно и трудно, а не прикольно. Думаете, раз я священник, то в молодости, до принятия сана, не выпивал? Как? Учился в творческом вузе, работал директором Дома культуры, тогда без бутылки ничего не решалось! Но однажды проснулся и подумал: «Зачем живу? Точно не знаю, но определённо не для того, чтобы пить». Жене показалось, что я заболел, друзья то водочкой подлечить норовили, то подозревали, что я в стукачи КГБ записался... Пришлось всякое пережить. Ведь что важно, когда завязываешь? Переоценить себя изнутри. Если делать это потому, что девушка пилит, или из-за страха перед начальником — сорвёшься. Сделайте это для себя. У апостола Павла есть важные слова: «Всё мне позволительно, но не всё полезно». Поверьте, мир слишком хорош для того, чтобы смотреть на него мутными глазами».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах