Такое зрелище увидишь не каждый день: возле села Кабардинка, входящего в состав города-курорта Геленджика, фактически на самом берегу стоит огромное судно. Это не преувеличение: стального гиганта длиной около 150 метров можно потрогать руками, не промочив ноги. Конечно, этот корабль «припарковался» так не по воле человека. Сухогруз «Рио» из африканского государства Того стал жертвой стихии, когда стоял на рейде новороссийского порта. В ночь на 12 декабря прошлого года судно начало сносить к берегу из-за сильного ветра и волнения моря. Капитан послал сигнал о помощи, но береговые службы были не в силах повлиять на ситуацию. По мнению специалистов, выбросу «Рио» на мель могли поспособствовать технические неисправности и отсутствие груза. Судно пришло за металлом, но принять его на борт не успело.
Никто не пострадал. Два десятка моряков, большинство из которых — граждане Сирии, отделались лёгким испугом. Каким-то чудом повреждений не получило и само судно, хотя в этих местах можно напороться на камни даже вдалеке от берега. Стихия на удивление аккуратно и ровно приземлила стальную махину. Но специалистам сразу стало ясно: «Рио» «прописался» в Кабардинке надолго. Чего никто не мог спрогнозировать, так это степени интереса к незваному гостю.
«Рио» сел на мель не в самом доступном месте. Ближайшая дорога проходит на приличном расстоянии от него, и поэтому добираться туда нужно пешком, причём по пересечённой горно-лесистой местности. На кратчайшем пути сюда — множество опасных участков, где легко можно получить травму. Но это не стало преградой для охотников до зрелищ и эффектных фотографий. Уже после первых публикаций в СМИ и социальных сетях к кораблю потянулись «паломники», которых с каждым днём становилось всё больше. Всего через неделю после посадки «Рио» на мель на популярном сайте появилось объявление о проведении организованного тура выходного дня к судну. В новогодние праздники прошла новость о возникновении пробок на пути к кораблю. Его местонахождение даже нанесли на карту одного из популярных навигаторов как местную достопримечательность.
Пока одни делятся в интернете снимками и впечатлениями от заморского «чуда», другие поражаются заразности этой забавы. Некоторые даже сравнивают происходящее с массовым помешательством. В связи с ажиотажем вокруг корабля возникли и реальные проблемы. Первым осязаемым результатом стали кучи мусора, которые оставляют после себя желающие увидеть судно. Хотя это ещё цветочки в сравнении с тем, что может начаться там летом.
Запах корабля
Я отправился на черноморское побережье, чтобы лично оценить ситуацию. Вместе со мной на место приехал заместитель главы администрации Кабардинского внутригородского округа Александр Казанцев. Когда мы добрались до судна, в глаза сразу бросились оставленные на нём туристами многочисленные надписи в духе «Здесь был Вася». Также на ржавый корпус посудины нанесены названия десятков городов, из которых приезжали «паломники». Весть о судне разнеслась по всей России. Несмотря на то, что сейчас разгар рабочего дня, желающих поглазеть на корабль хватает.
«Я приехала в Геленджик к родственникам в отпуск, — рассказывает гостья из Мурманска Татьяна. — И мне стало очень интересно посмотреть на этот корабль, потому что ещё зимой мы в Мурманске увидели о нём информацию в интернете. Он просто огромный, я никогда такого не видела. Очень жалко это судно. Что теперь с ним будет?»
Жительница Таганрога Анна Дорогих приехала посмотреть на «Рио» вместе с друзьями из Новороссийска. Она узнала о судне из социальных сетей и сразу же загорелась желанием его увидеть.
«Все остальные корабли в море, а с этим можно сфотографироваться, можно его пощупать и понюхать, — признается Анна. — Он иностранный и пахнет другой землёй».
С такими аргументами не поспоришь, вот только даже у самих туристов уже появляются опасения насчет того, что «запах другой земли» скоро может быть заглушён зловонием от отходов.
«Меня волнует ситуация с экологией, потому что у многих приезжих нет никакой ответственности, — считает житель Геленджика Артур Мурин. — Вот, пожалуйста, по дороге сюда мы видели коробки от пиццы, бутылки, стаканы. Это нехорошо, мы так не делаем».
Сегодня довольно чисто, потому что незадолго до этого в районе судна прошёл масштабный субботник с участием местных жителей и волонтёров из разных городов Кубани. К уборке мусора подключились и сотрудники местной администрации, которых очень беспокоит всё происходящее.
«Конечно, с одной стороны, это интересный объект для туристического показа, который привлекает внимание наших гостей, — говорит глава администрации Кабардинского внутригородского округа Григорий Кялов. — Это реклама Кабардинки и в целом всего нашего Геленджика. С другой стороны, это создаёт большие проблемы в части санитарного состояния. Каждый день здесь проходят сотни людей, и многие бросают мусор. Во время субботника мы вывезли отсюда около ста мешков с отходами. Мы рады всех приветствовать, но призываем отдыхающих обязательно убирать за собой. К сожалению, пока этого не происходит и тут полная антисанитария».
Ситуацию осложняет труднодоступность этого места. Проблематично не только собрать, но и вывезти отсюда мусор. После субботника его транспортировали с помощью лодок, которым пришлось сделать множество рейсов туда и обратно. Понятно, что это дополнительные расходы для бюджета, ведь бензин стоит денег. Но с приходом жары возникнет ещё более серьёзная проблема.
Проблема не уплывёт
По иронии судьбы «Рио» выбросило именно на место, которое всегда пользовалось популярностью у любителей дикого отдыха с палатками. Они приезжали сюда со всей страны уединиться на природе, что теперь невозможно из-за наплыва желающих увидеть корабль.
За облюбованными туристами уголками для стоянок закрепились шуточные топонимы: Малая Сосновка и Большая Сосновка. Такие названия связаны с тем, что на этом участке черноморского побережья растёт много сосен. Но у этих красивых деревьев есть один огромный недостаток: в жару они очень хорошо горят. Это и есть та вторая проблема. Она стояла остро даже при небольшом потоке «дикарей», который был здесь раньше, а теперь опасность многократно возрастёт.
«Летом здесь очень часто возникают пожары из-за халатного отношения отдыхающих, — продолжает Григорий Кялов. — Окурок бросили — и всё вспыхивает, а мы потом по полдня тушим. Лет пять назад был вообще ужасный пожар, полыхавший два дня. Целые ущелья повыгорали. Здесь сложный рельеф, невозможно проехать, бороться с огнём нужно только в пешем порядке. Поэтому я очень переживаю, что летом у нас будут большие проблемы с пожарами».
По его данным, шансов на то, что судно куда-то денется до курортного сезона, очень мало. Специалисты говорят, что вытащить «Рио» с мели практически невозможно из-за рельефа дна и огромной стоимости работ. То есть проблемы будущим летом неизбежны. Некоторые считают, что их можно было бы решить путём налаживания организованного прохода людей к кораблю и установки контейнеров для мусора на маршруте. Но власти говорят, что на практике это почти невозможно из-за все тех же особенностей ландшафта.
Недавно прозвучала идея создания пограничной зоны отчуждения вокруг судна, ведь оно является территорией другого государства и там даже остаётся часть моряков. К слову, за ними сейчас присматривают пограничники, которые постоянно дежурят вблизи судна. Но в Пограничном управлении ФСБ РФ по Краснодарскому краю заявили, что создавать особую зону не планируется. И все же, скорее всего, летом доступ к судну всё равно ограничат.
«Масштабы посещения этого корабля уже просто зашкаливают, — сообщил АиФ.ru Максим Чёрный, Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор. — Летом любая брошенная ими спичка может привести к возникновению серьёзного ЧП. В 2015 году из-за небрежного обращения с огнём горело несколько десятков тысяч гектаров леса. Поэтому в период курортного сезона при достижении определённых температур мы однозначно будем инициировать в тех местах введение особого противопожарного режима. Он предусматривает полный запрет на нахождение людей в лесу. А без этого мы просто рискуем потерять уникальную природную территорию».
Он также озвучил предварительную информацию о судьбе новой кубанской достопримечательности. По данным Максима Чёрного, владелец африканского судна уже получил за него страховку и не планирует снимать корабль с мели. Если всё это подтвердится, корабль будет признан бесхозным объектом и распилен на металлолом. Но даже при самом быстром исходе на решение юридических вопросов и проведение работ уйдут многие месяцы. Кстати, в районе Кабардинки уже выбрасывало на мель судно. Тогда оно простояло около десяти лет.