Примерное время чтения: 6 минут
828

Поднять якоря. Рыбаки с Дальнего Востока мечтают о новых судах и уловах

Виталий Аньков. / РИА Новости

В этом году средняя зарплата в рыбопромышленной отрасли, по данным Росстата, впервые перевалила за 100 тыс. рублей. Для нестоличных регионов это довольно приличный заработок, и море должно манить уже не только местных рыбаков, но и просто людей, заинтересованных в хорошем заработке. Однако в отрасли дефицит кадров. Почему в рыбалке сложилась такая ситуация, aif.ru расспросил моряков с Дальнего Востока — основного рыбодобывающего региона страны.

«Без денег домой не возвращаемся»

— Моя зарплата позволяет мне семью содержать, даже с ипотекой на жизнь нормально остается, — говорит мастер добычи Николай Власов из Владивостока. — За один рейс, конечно, сразу дорогое авто не купишь. Но если есть стабильная работа, то накопить на нее вполне реально. 

Власов не называет сумму дохода, но выводы можно сделать из официальных данных. По итогам прошлого года среднемесячная зарплата специалистов, занятых в рыбопромысловой отрасли, превысила 100 тыс. рублей. А по отдельным специальностям — и до 300 тыс. рублей в месяц. Для жителей нестоличных регионов это приличные цифры. 

Приморский край вошел в топ-10 регионов России по уровню зарплат в рыболовной отрасли. О хороших заработках в море рассказывает и 28-летний второй помощник капитана краболова-процессора Антон Маклаков:

— По заработку скажу так: каждый моряк, уходя в промысловый рейс, рассчитывает на богатые уловы и хорошие заработки, — говорит Антон. — Но это рыбалка, и не всегда получается ухватить удачу за хвост. Тем не менее есть гарантированная оплата труда, поэтому без денег домой не возвращаемся. После моего первого рейса мы с женой взяли квартиру в ипотеку, за три года почти полностью ее закрыли. Сейчас с пополнением в семье планируем расширяться, будем снова брать ипотеку. 

Фото: www.globallookpress.com

Ложка дегтя

Несмотря на высокие заработки, в отрасли нехватка кадров — молодые люди идти на рыбопромысловый флот не хотят, каждый рейс набирают новые экипажи, а многим специалистам по 50-60 лет. Эксперты называют несколько причин такой проблемы, главные из которых — устаревшие суда и тяжелые условия работы.

По данным Росрыболовства, 70% судов отечественного рыбопромыслового флота находится в возрасте от 25 до 40 лет. Эксперты считают, что «омолодить» флот поможет второй этап госпрограммы инвестиционных квот: если его запустят, в 2030 году средний возраст судов может сократиться до девяти лет. Если не принять срочных мер, предупреждают специалисты, то к началу следующего десятилетия средний возраст траулеров перевалит за 40 лет и рыбачить будет просто не на чем. 

Фото: www.globallookpress.com/ Leonid Dubeykovskyi

Шаг к технологическому суверенитету

Моряки, с которыми нам удалось пообщаться, говорят о том, что гордятся своей работой. Но это не только морская романтика, но и непростые условия труда.

— Особенно сложно в штормы или зимой во льдах, так как постоянно что-то выходит из строя, — говорит старший механик Владимир Никулин.

Многие суда, на которых работают российские рыбаки, ходят больше 40 лет. Износ у них большой. 

— Бывает, что приходится бороться с поломкой прямо в море, — говорит Никулин. — Пока поймешь, что случилось и устранишь поломку — уходит время, судно простаивает, это все влияет на рыбалку. 

Показатели аварийности в отрасли последние годы пугающе высоки, особенно драматично, что до 60% случаев в год связаны с тяжкими повреждениями или гибелью человека. Вопрос модернизации рыбопромыслового флота совсем не праздный.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев говорит, что в последние годы более двух третей крупно- и среднетоннажного флота, который обеспечивает большую часть вылова, ремонтировали (планово и внепланово) на зарубежных судоремонтных верфях. А после начала спецоперации на Украине зарубежные порты стали отказываться от обслуживания наших судов по политическим мотивам. По той же причине нет надежд построить за рубежом новое судно.

России нужно активнее развивать собственные компетенции в области судостроения, заявил недавно президент страны Владимир Путин. «Все импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно», — отметил глава государства.

Фото: www.globallookpress.com/ Leonid Dubeykovskyi

Сейчас уже можно говорить о первых шагах в этом направлении. В рамках запущенного по инициативе президента механизма инвестиционных квот оживилось строительство промысловых судов, и работа не останавливается, несмотря на санкционные вызовы. С отечественных стапелей сходят новые рыболовные траулеры повышенной эффективности, безопасности и, что немаловажно для тех, кто проводит на промысле по несколько месяцев кряду, — с комфортными бытовыми условиями для экипажей. В рамках только первого этапа программы инвестквот будет построено более ста новых рыболовных и краболовных судов. Девять уже передано заказчику, еще столько же сдадут в этом году, и еще 70 судов уже в строительстве.

Эти новости — надежда для наших рыбаков, что к зарплате добавятся и достойные и безопасные условия труда. Главное, чтобы «движение вверх» не прерывалось и в отрасли сохранялись компании, готовые инвестировать в развитие, и продолжалось действие механизмов, стимулирующих эти инвестиции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах