Примерное время чтения: 10 минут
17550

Осторожно, мошенники! или Стоит ли покупать шарики у волонтёров на улицах?

Фото:
Фото: / Екатерина Изместьева / АиФ

Похожие акции проходят во многих городах России, поэтому ситуацию многие узнают: возле метро или в крупном торговом центре (в общем, в любом месте, где в день проходит много людей) к вам подходят парни и девушки с шариками, игрушками или мелкими сувенирами и предлагают купить их за символическую плату. Все собранные деньги волонтёры обещают потратить на благотворительность.

Казалось бы, хорошее дело, но именно люди, работающие в благотворительности, заподозрили в волонтёрах мошенников: крупнейшие фонды подобные акции не проводят, а вот проверить, куда уйдут ваши деньги, в случае такого спонтанного акта доброты достаточно сложно.

«Я общалась с несколькими волонтёрами на ВДНХ, и их ответы сильно отличались — от «собираем помощь детишкам в детских домах» до «детям, которые больны раком». Такое расхождение — тревожный признак. Как правило, честные фонды работают с волонтёрами и информируют их о сути проблемы, которую они помогают решить. Работа хороших фондов прозрачна. А таких волонтёров очень трудно привлечь к ответственности», — считает руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

Мы решили разобраться и отправились на одну из точек сбора таких волонтёров в Москве.

Вход на ВВЦ
Вход на ВВЦ. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

«Все данные на сайте Министерства юстиции»

Перед главным входом ВДНХ прогуливающихся встречают улыбчивые девочки и мальчики-подростки с разноцветными воздушными шарами. Обращаясь в основном к взрослым с детьми и к парочкам, они призывают прохожих поучаствовать в благотворительности, приобретя шар за пожертвование.

Улыбаюсь во весь рот, и ко мне тут же подходит светловолосый красивый юноша с шариком. На его футболке надпись «Принимая сувенир, вы помогаете детям». «Конечно, я поучаствую в благотворительности», — говорю я и, к его удивлению, спрашиваю, кому пойдут вырученные деньги. «Детям с ДЦП», — отвечает мальчик, протягивая за деньгами ладонь. Спрашиваю, что за фонд собирает средства. «Это новый фонд. Time. Он находится на Новочерёмушкинской… Дом, не помню, какой», — мямлит продавец воздушных цветков, сам, кажется, сильно желая, чтобы то, что он говорит, оказалось правдой.

На обратном пути от арки к метро девушка в такой же точно, как и у юноши, футболке атакует меня с новой порцией шариков. «Поучаствуйте в благотворительности!» — настаивает она и не замечает, что один шарик у меня уже есть. Его я старательно прикрываю толстовкой и задаю те же самые вопросы. Правда, ответы получаю другие. По версии девушки, фонд «Время» собирает деньги на детей-сирот, больных раком. Сейчас дети находятся в детском доме в Шатуре, а где находится фонд, на который она работает, она не знает. Её работа оценивается в 25 процентов от вырученных денег, и она с нею справляется: за 20 минут около 10 шариков «проданы». То есть собрано около 1000 рублей.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

«А этот фонд новый? Я что-то о таком никогда не слышала», — допытываюсь я. «У нас и документы все есть. Если кто не верит, то мы ведём к нашему главному администратору, к Диме, у нас тут на парковке машина. Там менеджер накачивает шарики, и там лежат все документы».

У машины настороженного вида молодые люди (двое парней и одна девушка), нервные и суетливые, после моей просьбы показать документы фонда старательно делают вид, что чем-то заняты, тянут время. Через три минуты Дима заявляет, что все данные фонда на сайте Министерства юстиции. «Там можно найти полную информацию о фонде и счёт, куда можно перевести деньги», — с нажимом повторяет он несколько раз. Словосочетание «Министерство юстиции», очевидно, как-то магически должно было подействовать на меня, но не подействовало, и Дима начинает нервничать. В итоге он предоставляет копию документа из Федеральной налоговой службы, фиксирующего постановку на учёт фонда помощи детям «Время». На мою просьбу положить документ на капот для более выгодного света и ракурса съёмки Дима оправдывается: «Всё-таки документы, лучше пусть в моих руках останутся».

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Фонду 29 дней, расшифровка деятельности фонда прописана без необходимых знаков препинания, зато, кажется, нет такой категории детей, которыми бы он не занимался (исключая здоровых детей из благополучных семей).

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Служители фонда обычно пользуются любой возможностью, чтобы рассказать о деятельности организации и её результатах, а если понимают, что интересующийся — журналист или блогер, то просто засыпают информацией и всегда приглашают в гости. Дима уходит от просьбы подробнее рассказать о фонде, аргументировав это тем, что он «тут вообще никто»: «Я временно замещаю администратора. Просто сегодня все уехали в детский дом в Шатуру, отвозить детям одежду и подарки, поэтому я тут. А так я ничего не знаю. Надо спрашивать у администратора». Дима просит удалить фотографию с ним, так как он якобы — должностное лицо.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Дом, которого нет

Решаем проверить — а есть ли в Шатуре детский дом? Глава Шатурского района Андрей Келлер сообщил, что в Шатуре был детский дом — Туголесский, но его закрыли в 2013 году, так как все воспитанники нашли семьи. Больше в районе детских домов нет!

Волонтёры, собирающие деньги то на помощь сиротам, то на помощь детям с ДЦП, а в свободное время посещающие несуществующие детские дома, вызвали подозрение у многих.

Пользовательница Facebook Лиза Васильева написала на своей странице, как пыталась вмешаться: «В конце марта я написала несколько обращений: в префектуру СВАО и управу Останкинского района, в МВД и до кучи отправила сообщение ВДНХ. Прошёл месяц. Мне пришли официальные ответы на бланках организаций — всё свелось к тому, что управа района разрешения на проведение акции не выдавала, заявление передано в ОМВД по Останкинскому району и рассматривается. ВДНХ отвечает только за свою территорию (и дела им нет, что всё происходит прямо перед главным входом). А около недели назад мне вечером позвонил человек, представился сотрудником МВД и задавал вопросы, ответы на которые есть в моём заявлении — я максимально подробно описала эту акцию. Кроме того, создалось впечатление, что целью звонившего было выяснить мой адрес проживания, а не узнать какие-то подробности. Блин, зачем вообще о чём-то расспрашивать — они там каждый день, приходи и смотри!»

По словам Лизы Васильевой, с тех пор не изменилось ничего.

Похожие случаи

Фонд «Подари жизнь» также писал о мошенниках, работающих у метро, — люди собирали деньги якобы для подопечных фонда. Схема та же самая — волонтёры предлагали купить воздушные шары в обмен на пожертвование. Правда, фонд из собранных денег не получил ни копейки. Форма и бейджики лжеволонтёров были фальшивыми.

Похожая история происходила и в Ярославле — молодые люди продавали «благотворительные шарики», утверждая, что деньги пойдут в несколько фондов. Но представители фондов сказали, что денег никаких так и не получили.

Конечно, не стоит огульно обвинять всех волонтёров, работающих на улицах, — быть может, не все они мошенники. Но если вы действительно хотите помочь — стоит проверить, действительно ли ваши деньги пойдут на доброе дело или просто уйдут в карман обманщиков.

Как не стать жертвой обманщиков?

Александра Бабкина (Добро Mail.Ru) дала несколько советов, как действовать, если возникли сомнения в том, что собирающая деньги организация действительно занимается благотворительностью:

«Итак, если вы по-настоящему хотите помочь, узнайте больше об организации: проверьте, есть ли у неё сайт, публикуются ли на нём отчёты о поступлении и расходовании пожертвований, — советует Александра. — Если нет — вряд ли организация по-настоящему помогает. Если вам рекомендуют очень высокий минимальный размер пожертвования или предлагают перевести деньги на личный счёт представителя организации — это также повод задуматься.

Для нас очень важно помочь людям чаще участвовать в благотворительности и знать, что их пожертвования помогли конкретному человеку или стали необходимым компонентом для реализации проекта, который помогает сразу многим. Для этого мы тщательно проверяем благотворительные организации перед тем, как предложить их проекты интернет-пользователям».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах