Примерное время чтения: 10 минут
11078

«На Тихорецкую...». Как о самом новогоднем вокзале страны забыли на 10 лет

Юрий Ткачёв / АиФ

Новый 1975 год, когда известная картина Эльдара Рязанова только вышла на экраны, а песня из нее сразу же стала негласным гимном небольшого кубанского городка, железнодорожная станция Тихорецкая встречала в своем обычном рабочем режиме. Многочисленные поезда прибывали на вокзал и покидали его согласно строгому расписанию. Пассажиры, оказавшиеся в дороге в новогоднюю ночь, знакомились, выпивали за наступающий праздник. Всюду слышались поздравления и традиционные пожелания «нового счастья». Так продолжалось еще несколько десятилетий, а потом вокзал закрыли на ремонт и... забыли о нем. Уже 10-й год самая новогодняя станция Советского Союза встречает главный зимний праздник полуразрушенным вокзалом. 

Шесть лет переписок

Железнодорожный вокзал Тихорецка — один из первых крупных вокзалов на Кубани. Даже сегодня, несмотря на отсутствие реставрации и ремонта, это историческое здание сохраняет былое величие. Правда, теперь его стены покрывают глубокие трещины, в окнах нет стекол, у вокзальных часов отсутствуют стрелки, а сам вокзал обнесен глухим забором. 

По информации пресс-службы СКЖД, в 2007 году тихорецкий вокзальный комплекс был передан на баланс Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (СКРДЖВ). К тому моменту здание уже год находилось в аварийном состоянии и не могло обслуживать пассажиров. 

Вокзал простоял закрытым несколько лет, прежде чем жители Тихорецка по-настоящему заволновались о его судьбе. 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Из личного архива/ Игорь Макаров

«В 2010 году я впервые обратился к начальнику вокзала с вопросом, когда начнется ремонт здания, — рассказывает журналист, общественный деятель и житель Тихорецка Юрий Ткачев. — С тех пор уже шесть лет я веду переписки с ОАО „РЖД“, которому принадлежит здание, и другими инстанциями, добиваясь его ремонта». 

Вокзал с историей

Огорчает тихоречан не только удручающий внешний вид вокзального здания, но и то, что старейший архитектурный памятник Кубани оказался забытым и никому не нужным. 

«Наш вокзал имеет богатейшую историю, — с восторгом говорит Юрий Ткачев. — Кирпичное двухэтажное здание на Тихорецкой было построено в 1886 году. Оно стало свидетелем многих событий неспокойного двадцатого века». 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Архив

Узловая станция Тихорецкая помнит стихийные выступления рабочих паровозоремонтных мастерских, митинги, забастовки и восстания 1902, 1905 годов, которые будоражили небольшой населенный пункт. В 1918-м на вокзале находился штаб революционных войск Северного Кавказа. Во время гражданской войны здание попеременно захватывали красноармейцы и царские войска. 

«Историки говорят, что на вокзале Тихорецкой побывал харизматичный анархист Махно, который запомнился тем, что устроил дебош на привокзальном рынке, — продолжает Юрий. — А во время гражданской войны на станции располагалась ставка генерала Деникина». 

Подвиги прошлого и уникальность настоящего

В 1942 году именно вокзальное здание первым в городе приняло на себя удар фашистских бомбардировок. Оно оказалось буквально омыто кровью уничтоженного эшелона с моряками и кровью железнодорожников, которые до последнего находились на своем посту. В тяжелые послевоенные годы вокзал, несмотря на свои, казалось бы, катастрофические повреждения, был отремонтирован всего за год. Тогда исторический облик здания был полностью сохранен. 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Архив

«Зато сейчас, в мирное время и эпоху серьезных строительных технологий, вокзал станции Тихорецкая отметил 70-ю годовщину Великой Победы в аварийном состоянии», — вздыхая, говорит Юрий Ткачев. 

Сегодня станцию Тихорецкая уникальной делает и еще одно редкое для современных железных дорог предприятие — паровозное депо. В нем локомотивы на пару проходят полный цикл технического обслуживания, монтажа и восстановления. 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Из личного архива/ Игорь Макаров

Судебные тяжбы с железнодорожниками

Если в двадцатом веке тихорецкий вокзал был очевидцем ярких и значимых событий российской истории, то столетие двадцать первое сделало из здания наблюдателя собственного разрушения, запущенности и равнодушия современных коммерсантов. 

По многочисленным запросам Юрия Ткачева в 2011–2012 годах Ростовским проектно-изыскательским институтом «Кавжелдорпроект» было проведено обследование вокзала станции Тихорецкая. Оно установило, что техническое состояние пассажирского здания «недопустимое», фундамент и стены признаны «ограниченно-работоспособными». Вокзальный комплекс остро нуждается в реставрационных и общестроительных работах, а также обновлении внутренних инженерных систем. 

Немногим позже борьба неравнодушного журналиста за судьбу объекта культурного наследия Кубани привела к тому, что ситуацией с ремонтом вокзального комплекса заинтересовались в прокуратуре. В 2013 году Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры добился того, что судебное решение обязало «Российские железные дороги» произвести ремонт и восстановить архитектурный облик тихорецкого вокзала до 22 апреля 2016 года. Кроме этого, между ОАО «РЖД» и Управлением Государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края было подписано охранное обязательство, согласно которому собственник должен содержать памятник архитектуры в надлежащем санитарном и техническом состоянии, нести все расходы, связанные с этим, и в течение трех лет произвести ремонтно-реставрационные работы. Так совпало, что датой окончания этих работ тоже стало 22 апреля 2016 года. 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Из личного архива/ Игорь Макаров

Вопрос с финансированием

«Мы было обрадовались, что вокзал будет отреставрирован... Но за три года к ремонту так никто и не приступил», — говорит Юрий Ткачев. 

Подтверждают слова общественника и чиновники из Управления Государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Исполняющая обязанности руководителя учреждения Галина Полтавец говорит, что еще в 2013 году управление выдало «Российским железным дорогам» задание на разработку проектной документации по сохранению железнодорожного вокзала Тихорецкой. Но до сих пор эта документация железнодорожниками не подготовлена. 

«Более того, в феврале 2015 года нам стало известно, что ОАО „РЖД“ в ближайшее время не предусматривает выделение средств на ремонтные работы на Тихорецком вокзале. Руководство компании рассматривает вопрос о долевом финансировании реставрации, или вовсе передаче вокзального комплекса в муниципальную или региональную собственность», — поясняет Галина Полтавец. 

В сообщении пресс-службы СКЖД говорится, что с учетом фактического состояния здания и того, что вокзал Тихорецкой является объектом культурного наследия регионального значения, проведение ремонта и реставрации здания возможно только при выделении целевого финансирования и производства полного комплекса проектно-изыскательских работ. 

«Я несколько раз задавал железнодорожникам вопросы, — что представляют собой эти работы, почему к ним не приступили за три года, которые прошли со дня решения суда, и когда, наконец, планируют приступить... В ответ я получаю отписки о том, что ответа о дате начала работ, их сроках и объемах они пока дать не могут», — сокрушается тихорецкий журналист. 

Поддерживает тихоречан и депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Алексей Гусак. Он говорит, что из-за того, что вокзал находится в ведении ОАО «РЖД», власти Кубани не могут выделить средств на его ремонт. 

«В сметы на 2016 год, которые предоставляли представители „Российских железных дорог“, включен капитальный ремонт вокзала Тихорецкой. Но, прежде чем по этим сметам будут выделены средства, они должны пройти многочисленные внутренние согласования в компании. Кризис, который сейчас переживает Россия, касается и такой большой корпорации, как ОАО „РЖД“, поэтому у меня есть соображения о том, что денег в наступающем году на ремонт вокзала железнодорожники могут и не выделить», — делится своими предположениями Алексей Гусак. 

Тихорецк, вокзал, Краснодарский край
Фото: Из личного архива/ Игорь Макаров

130-й день рождения

Несмотря на то, что ситуация с вокзалом станции Тихорецкая пока тупиковая, Юрий Ткачев не опускает руки и продолжает борьбу за историческое здание. Группа, которую он создал в социальной сети «Одноклассники», собрала уже почти 900 участников. Люди оставляют свои комментарии, из которых становится понятно, что им небезразлична судьба архитектурного памятника родного города. 

«У нас, конечно, работает небольшое вокзальное здание, где можно купить билеты, есть зал ожидания. Но мы уже давно ждем, когда же будет отремонтировано то старое, любимое всеми нами здание вокзала», — пишет в комментариях Людмила Брунина

«Я живу в другом городе, но в Тихорецк к родителям приезжаю каждый год. Раньше, когда вокзал еще работал, я, предвкушая встречу с родными, радовался его виду. Здание было красивым, монументальным. Теперь, навещая свою семью, я вижу абсолютно неживое здание вокзала...», — делится своими впечатлениями Игорь Седов. 

До апреля 2016 года остались считанные месяцы. Очевидно, что за это время успеть сделать ремонт вокзала, даже если железнодорожники к нему приступят, невозможно. 

«Это будет новый виток переписок и диалогов, — уверен Юрий Ткачев. — Жаль только одного — в 2016 году вокзалу исполняется 130 лет. А юбиляр совсем не готов к своему празднику...».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах