Примерное время чтения: 10 минут
7644

Мода на антиквариат. Кому нужны старые вещи?

 Гендиректор антикварного магазина «Антиквар на Мясницкой» Владимир Чуйко.
Гендиректор антикварного магазина «Антиквар на Мясницкой» Владимир Чуйко. / Фото: Ирина Чухно / АиФ

О себе

Антиквариатом я стал интересоваться давно, ещё в студенчестве. В годах так 70-х нас, учащихся Московского института электронной техники в Зеленограде, отправили на уборку какого-то подвала. Там мы жгли трофейные немецкие книги, примерно 1600 года выпуска. От такого кощунства стало не по себе. Я думал: «Как же можно эти редкости в костёр кидать?» С тех пор меня и стал волновать книжный вопрос. А дальше всё больше и больше. Вот уже 40 лет антиквариатом занимаюсь. Вообще, в советское время я много читал и даже был внештатным консультантом музея К. Маркса и Ф. Энгельса. Приносил туда редкие вещи и всячески с ним сотрудничал.

Чтобы купить магазин, мне пришлось продать собственную коллекцию прижизненных изданий Пушкина. У меня тогда было порядка 375 публикаций. Конечно, я всё это потом «отбил», но расставаться с ними было тяжело.

История магазина

Ассортимент антикварного магазина.
Ассортимент антикварного магазина. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

На месте «Антиквара на Мясницкой» в дореволюционное время располагался книжный магазин братьев Салаевых. Наряду с художественной и специальной литературой там продавались гравюры и литографии. В 90-х годах ХХ века мы приватизировали его. Но до сих пор основной ассортимент составляют книги. Помимо них можно приобрести ещё фарфор, серебро, иконы, картины и другой антиквариат.

Антикварный бизнес в наше время

Книга с автографом Юрия Гагарина.
Книга с автографом Юрия Гагарина. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Любой кризис выбивает реальных покупателей. Вот и в антикварном бизнесе сейчас происходит сумасшедший спад продаж. Если раньше люди вкладывали деньги в старинные вещи, то сейчас это мало кого интересует. 

Раньше коллекционирование антиквариата было хобби. Кто-то лыжами занимался, кто-то восхождением на горы, а кто-то древние иконы собирал. Промышлял этим в основном средний класс. А сейчас у него денег нет. Это занятие умирает.

Антикварная мода

Антикварные книги.
Антикварные книги. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Экономический рынок постоянно меняется. В советское время людям требовалось одно, а сейчас совершенно другое. Раньше над нами весь мир смеялся. Как такое возможно, когда люди, чтобы купить книгу «Три мушкетёра» или «Королева Марго», отдают свою месячную зарплату? Хотя эти издания имели многомиллионный тираж и большой ценности не представляли. Редчайшими в СССР считались книги по философии, науке и искусству. Всё потому, что их покупали и читали академики, профессора и доценты. Эта прослойка общества имела деньги и могла себе позволить купить книги, которые её интересовали. Ещё сюда можно отнести актёров и работников сцены, они тоже приобретали антикварные книги.

Сейчас же рынок, наоборот, недооценивает науку. И в моду вошли подарочные издания, которые покупают на важные торжества богатеям и чиновникам. Пока этим людям нравится хвастаться редкими книжками и красивыми изданиями у себя на полках, антикварный бизнес будет жить. Есть даже такая закономерность: наступает юбилей у какого-нибудь известного чиновника, и сразу цены на старинные вещи взлетают до небес. Сейчас покупательской способностью обладают только они. 

А люди со средним достатком берут чаще всего житейские вещи. Ёлочные игрушки, которые видели в детстве, ложки, которыми когда-то ели, старую посуду из своих воспоминаний. Но это всё же больше к комиссионной торговле относится, а я антиквариатом занимаюсь.

У коллекционеров сейчас в почёте различные редкие музейные вещи. Хорошо сохранившиеся иконы, серебро с клеммами знаменитых дореволюционных мастеров, книги в переплётах из известных мастерских. Но тут тоже всё индивидуально. Один собирает прижизненные издания классиков, другой — песенники, третий — поэзию серебряного или золотого века.

Цены на старинный товар

Книга «ПУТЕШЕСТВIЕ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II НА ВОСТОКЪ» стоимостью в миллион.
Книга «ПУТЕШЕСТВИЕ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II НА ВОСТОК» стоимостью в миллион. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Цена на антиквариат формируется из трёх основных факторов: ценность, редкость и мода. В них входят ещё сотни различных позиций, из которых и составляется итоговая сумма. Чтобы понять, сколько покупателю придётся заплатить за предмет, нужно много всего учесть. Вообще, антиквариат можно сравнить с женщиной. Почему она красива? Потому что у неё интересная причёска, хорошее платье и живой ум. Так и старинные вещи. Нужно рассматривать всё в совокупности.

Возьмём книгу. В её ценность входит следующее: «одежда» (переплёт, материал для печати — шёлк, бумага), год выпуска, сохранность и редкость. Ещё важным фактором является то, кто работал над изданием и для кого оно было предназначено (для элитной верхушки или для простого народа). 

Если мы говорим о редкости, то она бывает объективной и субъективной. Объективная подразделяется на несколько уровней. К первому относятся книги, которые находятся в розыске. Они точно были изданы, но ни в одном хранилище мира их нет. Второй уровень — печатное произведение, которое находится в малом количестве экземпляров. Например, все знают «Апостола» Ивана Фёдорова, но мало кто слышал про его букварь. Он существует в единичном экземпляре и хранится в библиотеке Гарвардского университета. Такие книги являются достоянием целого мира. Дальше идёт подразделение на издания, известные в нескольких экземплярах, десятках, сотнях, в среднем тираже и обычном. 

Вещи с субъективным фактором редкости — это предметы, которые остались в небольшом количестве, и сколько их точно существует, никто не знает. Сюда входят «зачитанные» книги. Называются так, потому что ими пользовалось большое количество человек и очень часто. Это азбуки, школьные учебники, письмовники. На субъективный фактор редкости также влияют бедствия и войны. Например, во время блокады Ленинграда исчезло большое количество книг. Людям нужно было выживать, нередко печатными изданиями топили печи. Есть ещё фактор хранения. Одни экземпляры содержали хорошо, а другие гнили в сырых подвалах и шли на корм мышам. 

Экспертиза

Бюст Ломоносова стоимостью 13 000 рублей.
Бюст Ломоносова стоимостью 13 000 рублей. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Экспертиза — это одна из самых больших проблем антикварного бизнеса в России. Всё потому, что хорошая оценка подразумевает не только искусствоведческий анализ, но и технический. А эта процедура очень дорогая, и обычному человеку она не по карману. Наш магазин, например, старается брать с экспертизой редкие предметы музейного уровня, а обычные вещи мы сами оцениваем.

Сейчас у нас в стране мало хороших специалистов по антиквариату. Старое поколение профессионалов уходит, а новых грамотных людей приходит немного. Если нашли хорошего эксперта, не отпускайте его! Он должен оставаться вашим пожизненным оценщиком. Без такого придётся тяжко... Верить всем подряд в деле заработков и прибыли нельзя. 

«Комиссионщики»

Старинные фигурки.
Старинные фигурки. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

В годах так 2000-х рынок антиквариата в России был переоценён. В сферу пришли не специалисты, а люди, жаждущие наживы: «комиссионщики». Обычные мошенники, которые завышают реальные цены в несколько раз и продают вещи тем, кто заплатит больше. Они под видом антиквариата могут предлагать «реплики». Хорошо, если на предмете пишется, что это копия, а если нет, то доказать по закону обман будет очень сложно.

Кому верить

Старинные вещи из «Антиквара на Мясницкой».
Старинные вещи из «Антиквара на Мясницкой». Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Очень трудно сказать, в какой антикварный лучше идти, потому что судить о реальности цен сейчас практически невозможно. В каждом магазине у вещей будет стоять своя стоимость. Причём отличаться суммы могут в десятки раз. Чтобы сделать правильный выбор, лучше всего посетить несколько мест и сверить ценники. Идеальный вариант — брать с собой проверенного эксперта.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах