«К сожалению, а может, и к счастью, в России женщина на денежной купюре появилась всего один раз. И на ней, конечно, красовалась Екатерина II, которая впервые ввела бумажные ассигнации в нашей стране», — рассказывает о легендарном сторублёвом билете (в народе был известен как «катеринка» — прим.ред.) пенсионер-бонист Николай Шафранский.
Именно с этой банкноты, считающейся одной из самых красивых в мире, и началась разрастаться коллекция купюр с портретами женщин. Сейчас собрание «денежных дам» Шафранского насчитывает почти 600 экземпляров. Марки, доллары, песо, кроны — чего здесь только нет. А на них мелькают, словно сошедшие с картин, то Сезария Эвора, то Астрид Линдгрен, а то и вовсе голливудская звезда Грета Гарбо.
Деньги и женщины
Всю свою жизнь Шафранский проработал электриком на краснокамской фабрике «Гознак», где, помимо обычной бумаги для бытовых нужд, производились и банкноты. Сначала Николай из собственного любопытства изучал историю производства российских денег, а чуть позже начал собирать различные купюры у себя дома.
В какой-то момент мужчину заинтересовал не сам процесс изготовления купюр, а изображения женщин на бумажных деньгах. Тогда-то ему и попалась дореволюционная «катеринка» 1910 года выпуска, поразившая размером и невероятной красотой. Её оформлением занимался знаменитый латвийский художник и график Рихард Зариньш.
«Я задался вопросом: а сколько в мире ещё женщин на банкнотах и много ли купюр вообще было в обращении? Потихоньку увлёкся этой темой и начал собирать деньги», — вспоминает бонист.
«Феминизм» в деньгах
В течение семи лет его коллекция пополнялась купюрами различных валют. Часть он приобретал на аукционах в интернет-магазинах, часть привозили родные или знакомые из других стран, что-то лично покупал в заграничных путешествиях. В итоге ему удалось собрать почти полную коллекцию «денежных дам».
О самой дорогой своей покупке пермяк таинственно умалчивает. Однако о самой старой банкноте с радостью говорит. Это одно кубинское песо 1896 года.
Всего в коллекции Шафранского 56 женщин. Первое место, по его словам, безоговорочно, занимает Елизавета II, традиционно представляющая Британское Содружество наций и бывшие колонии королевства, в основном африканские.
«Деньги отражают суть времени, настроение той или иной эпохи, когда они были созданы. К слову, дамы были довольно редкими гостями на банкнотах до XIX века. Лишь с появлением такого движения, как феминизм, когда прекрасная половина человечества решила заявить о себе и своих правах, на купюрах стали появляться суфражистки, женщины-писатели и учёные», — поясняет Шафранский.
От царицы Тамары до Сезарии Эворы
Женщин увековечивали на деньгах за выдающиеся заслуги перед страной, а также за популяризацию культурных ценностей своего народа во всём мире. Например, портрет певицы Сезарии Эворы размещён на купюрах африканской страны Кабо-Верде. Объехав с гастролями полмира, она без раздумий жертвовала почти все деньги родным островитянам.
Кроме того, до введения евро женщин на европейских купюрах было предостаточно. На итальянских лирах находилась гуманистка и педагог Мария Монтессори, немецкие марки украшал портрет многодетной матери и супруги известного композитора Клары Шуман, а на французских франках было помещено изображение лауреата Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри.
Среди «денежных дам», оставшихся с нами по сей день — поэтесса и писательница Леся Украинка, изображённая на гривнах, Астрид Линдгрен на шведских кронах, королева Таиланда Сирикит на батах, царица Тамара на грузинских лари и многие другие.
«Вы только посмотрите, с каким трепетом художники относились к деньгам, где изображены девушки. Это настоящие произведения искусства, а создавали их знаменитые художники: Альфонс Муха, Густав Климт. Поэтому даже на купюрах дамы выглядят обворожительно: причёска, наряд, макияж, взгляд — их образы достойны места в любой галерее», — считает бонист.
Будущее — за женщинами!
Возвращаясь к истории России, стоит отметить, что в советское время художники пытались изобразить на деньгах пропагандистские образы женщин-тружениц, но ни один проект не был реализован: Владимир Ленин был вне конкуренции. В наше же время на пятидесятирублёвой купюре можно увидеть лишь скульптуру женщины: часть петербургской ростральной колонны. Она символизирует одну из российских рек.
Пенсионер хранит свою коллекцию дома в специальных вкладышах и альбомах. В будущем же хочет расширить экспозицию. «Тенденции к этому есть, — добавляет он. — В ближайшие годы власти США и Канады планируют добавить женские портреты на банкноты своих стран: женщину-негритянку, выступающую против рабства, Гарриет Табмен, а также борца с сегрегацией Виолу Десмонд».
«В России пока преобладает, дискриминация в этом плане. Но надеюсь, что и у нас скоро ситуация изменится», — подытоживает Николай Шафранский.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть