Примерное время чтения: 16 минут
1515

Отдых без турагентств: как правильно спланировать путешествие

Как превратить скучное с виду занятие в увлекательное, сейчас расскажем. Для этого, правда, нужен интернет, но интернет сейчас уже не проблема. Вот семь простых шагов, шагайте.

Шаг первый. Гадание по карте мира.

Определяемся, куда мы хотим. Выбираем интересную нам страну или, если нет специфических чаяний, просто тычем наугад в карту. Открываем любой интернет-поисковик: google.com, yandex.ru, rambler.ru, aport.ru, yahoo.com, altavista.com… Ставлю десять против одного: когда вы вколотите в окно поисковика «Исландия», или «Чехия», или «Египет», или «Марокко», то на первой странице результатов будут преобладать ссылки на сайты туристических же агентств. Забудьте о них, информация о странах там, как правило, скудна и ворована друг у друга. Можно ознакомиться, но не надо ограничиваться. Продолжаем копать. Используем специальные поисковики blog.yandex.ru и blogsearch.google.com, которые рыщут не по всему интернету, а по блогам и форумам. Чтобы посмотреть, что пишут живые люди, а не пиаротделы агентств.

Шаг второй. Мечты и реальность.

Страну (или несколько стран) придумали — начинаем конкретизировать свои желания. Возможно, вы будете разочарованы, но с неизведанным на планете напряженка: все более-менее интересные места уже сфотографированы, и фотографии эти есть в интернете. Самый лихой способ — программа GoogleEarth: скачивается (быстро) с сайта earth.google.com и устанавливается одной кнопкой. GoogleEarth, по сути, глобус, склеенный из тысяч космических фотографий. Увеличив масштаб, можно разглядеть даже отдельно стоящих людей возле банальной Эйфелевой башни. Скачали, запустили, проверили, чтобы обязательно был включен слой panoramio, — теперь путешествуем по карте мира, заодно видя, какие фотографии в какой точке этого мира сделаны.

Шаг третий. С лупой по планете.

Мы понимаем: первое, что вы сделаете, — найдете свой дом, чтобы посмотреть, как он выглядит из космоса. А может быть, рядом с ним будет приклеена и фотография вашей улицы, сделанная кем-то из соседей. Как насмотритесь, крутите глобус в сторону нужной страны. Тут имеет смысл подключить к поиску книжки, путеводители, энциклопедии и интернет-сообщества. И разглядывать планету до тех пор, пока не появится яркого желания поехать именно вот сюда. Как только засвербило, считаем, что вы определились. Выбрали города, в которых хотите побывать. И посмотрели, как выглядят (пещеры, памятники, замки, парки, аттракционы, башни, рестораны). Или пиво. Или еда. Или Рейхенбахский водопад, где Шерлок Холмс сражался с профессором Мориарти…

Шаг четвертый. Сам себе штурман.

Следующий этап — прокладка маршрута. Откуда, куда и в каком порядке вы поедете? Каким транспортом? Пока что примерно прикидываем. Добираться в первый пункт за границей поездом или самолетом? Как передвигаться там? В Европе, например, есть лоу-косты — авиаперелеты по смешным ценам, но без удобств. Или будете брать в аренду машину, и тогда надо помнить, что у крупных компаний можно взять автомобиль в одном городе, а сдать в другом и даже в другой стране. Но так будет дороже. А можно взять в аренду подешевле, но у местной компании, тогда сдавать придется там же, где брали. Поезда, паромы, расписания, все это есть в интернете. Список сайтов, где искать, прилагаем. Расценки там тоже указаны.

На этом этапе ваш план может подвергнуться коррекции. Не исключено, что придется поменять порядок посещения городов в угоду удобству перемещения. Подсказка: картографические сервисы, и тот же GoogleEarth, умеют прокладывать маршруты. Отмечаете на карте начальную и конечную точки поездки, и умная техника подсказывает вам, сколько это будет в километрах и как ехать, если на автомобиле.

Шаг пятый. Ищем жилье.

Переходим к конкретике. И сразу предполагаем, что у вас там никого знакомых нет, иначе зачем вам наши инструкции? Варианты проживания: отели, апартаменты, мотели, хостелы, палатки (палатки — это для экстремалов, к тому же многие страны не доверяют русским с палатками, требуют бронировать отель). Мотель — это отель для автомобильных путешественников. Хостел (если не обращать внимания на одноименный фильм ужасов) — что-то вроде общежития. Дешево, но придется делить комнату со странными людьми, по большей части студентами, по большей части тоже туристами. Душ с туалетом — в коридоре. Апартаменты — это просто съемное жилье, квартира или дом.

Начинаем искать — опять-таки в интернете — эти самые отели-мотели-хостелы. Не ленимся, перебираем варианты поиска. Ищем в google, ищем в yahoo, составляем запросы типа «hotels (название города)», «apartments (название города)», изучаем сайты (список которых, опять-таки, прилагаем). И тут очень важно понимать: эти сайты, на которых представлены кучи отелей или апартаментов, не являются для вас продавцами. Используйте их как каталог. Посмотрели на фотографии отеля — лезем искать его на карте. Изучаем, насколько удобно расположен, на каком расстоянии от исторического центра, транспортных узлов или ближайшего трактира. онравилось несколько вариантов? Начинаем искать страницы отелей или хотя бы координаты в виде электронной почты и телефона, чтобы в дальнейшем вести переговоры с ними напрямую. Цены в самом отеле могут быть ощутимо ниже тех, что заявлены на hostels.com или hotels.com. Но могут быть и существенно выше. Хотите сэкономить — сравнивайте!

Кстати, если вставать на постой не в столицах, можно здорово сэкономить. Не ленитесь изучать предложения за пределами облюбованных праг, барселон и парижей. Вы же не в номере сидеть едете, зачем платить больше? Достаточно отъехать от большого города на 10–20 км, и стоимость номера в сутки может снизиться до каких-нибудь 20 евро.

Шаг шестой. Единственный скучный.

Итак, начинаем документально оформлять поездку. Большинство посольств для визы требуют:

1) доказать им, что вы приедете и наверняка уедете,

2) доказать, что вас на родине что-то держит,

3) доказать, что вам есть на что жить в их стране.

На деле это означает, что надо предоставить билеты туда и обратно, справку о доходах с места работы, выписку из банковского счета, справку о покупке валюты или дорожные чеки, подтверждение брони в отелях на каждый день проживания, медицинскую страховку. Ну и, как правило, две фотографии и заполненную анкету, которую можно скачать с сайта посольства либо взять в этом посольстве.

С первым пунктом ясно: покупаете билеты туда и обратно. Если внутри страны пребывания вы не ограничиваетесь одним отелем, то позаботьтесь о билетах для передвижения на месте. В случае с Европой или Северной Америкой это несложно, в интернете можно посмотреть все расписания и купить билеты. В менее развитых странах, впрочем, и посольские требования не такие строгие. Кстати, во многих странах транспорт ходит как швейцарские часы, поэтому по интернету можно распланировать даже пересадки с автобуса на автобус где-нибудь в глухой деревне.

Второй пункт тоже понятен. Идите в бухгалтерию, берите справку о доходах, зайдите в банк, возьмите выписку из счета. Но учтите: посольство может потребовать выписку о движении средств за последние месяцы. Поэтому финт ушами «положил две тысячи евро, сразу взял выписку и через неделю показал в посольстве» может не пройти.

Третий пункт потребует от вас знания языка или человека, знающего язык. Впрочем, на практике отели, готовые принять туристов из-за границы, удовлетворятся и письмом на ломаном английском «I want 1 room for 2 persons from 4 july to 11 july, our names Nikolay Pupkin and Zinaida Pupkina, please send me confi rmation by fax 8*****». Это важный момент, многие посольства не верят распечатке электронных подтверждений, поэтому просите от отелей именно факсы. И проследите, чтобы в факсе от отеля были его адрес, телефон и электронная почта. Вдруг в посольстве кому-нибудь приспичит позвонить и проверить? Некоторые отели требуют предоплаты. Заведите карточку типа Visa или Master Card, так и деньги удобнее везти, чем наличными, и с ее помощью оплатите бронь все по тому же интернету. Если в посольстве хотят увидеть ваши наличные, покажите, а потом киньте на счет этой же карты.

Неплохо приложить и план поездки, благо он у вас при таком подходе давно готов. Это вызывает уважение у посольских.

Единственный неприятный момент: очередь в посольство, возможно, придется занимать затемно и, как правило, стоять надо на улице. Пусть вас в этот момент согреют термос с кофе и мысль о том, что вы сейчас экономите по меньшей мере сто евро, которые агентства обычно берут за такую услугу.

Если вы, изучая особенности подачи документов в конкретное посольство, встретите реплики типа «да ну, там всего три бумажки, дают визы без проблем», не надо на это вестись. Соберите не минимум, а максимум бумажек. Чем тщательнее вы подготовите свою прозрачную папочку с этими бумажками, тем меньше шанс отказа. Конкретное посольство не требует предъявлять билеты туда и обратно? Все равно положите их в папку, в крайнем случае посольский работник скажет: «Это не надо» — и вернет сразу при приеме документов. Вы муж и жена и едете в один отель, чтобы жить там в одном номере от приезда до отъезда? Все равно сделайте копию подтверждения брони из отеля для каждого человека. И так далее.

Шаг седьмой. Чемоданный.

Фотоаппарат не забудьте.

Что бывает, когда бронируешь гостиницу в стороне от оживленных туристических трасс, где персонал не понимает, чем россиянин отличается от жителя «шенгена».

Вот вольный перевод электронного диалога автора с хозяйкой одной австрийской гостиницы.

— Хочу забронировать номер на двоих, такие-то даты, такие-то данные, такой-то номер кредитки. Если ноу проблем, пришлите, пожалуйста, подтверждение брони.

— О’кей.

— Погодите, какое «о’кей»? Вы мне подтверждение пришлите!

— Ну прислали же.

— Как прислали? Я ничего не получал.

— Не может быть, чтобы не получали. Тогда-то вам отправили же.

— Тогда-то мне пришло только «о’кей».

— Ну вот, а говорите, что не получали ничего.

— Нет, так не годится. Посольству ваш «о’кей» не нужен. Пришлите нормальное подтверждение, которое я могу показать в посольстве. Чтобы оно убедилось, что я забронировал у вас номер. На двоих.

— Ловите.

И пришел факс. Он был такой: «О’кей, он забронировал. На двоих».

Пришлось просить знакомых, чтобы они позвонили в Германию знакомым, чтобы те знакомые позвонили в австрийскую гостиницу и на пальцах объяснили, что я от них требую.

Экономия должна быть

В среднем стандартная прибыль агентства составляет около 10% от суммы контракта. Эта цифра может «гулять» в зависимости от того, что хочет клиент.

На «звездность» отеля закладываются фиксированные наценки. Допустим, покупая путевку в «пять звезд», вы за сам номер доплатите $ 50, в «четыре звезды» — 40, в «три звезды» — 30. Путевку можно купить либо у агента, либо у оператора. Разница такая: оператор сам формирует турпродукт, агент его только перепродает. Но когда в туристической конторе вам показывают расценки на путевки какого-то другого оператора, то на экране монитора вы видите суммы, в которые уже заложены

агентские услуги.

Индивидуальный тур, заказанный в агентстве, обойдется вам в лишние 15–20% по сравнению со стоимостью тура группового. Как правило, за полгода до начала сезона (лето для тур агентств длится четыре месяца, с июня по сентябрь) туристические компании определяются с направлением (скажем, Италия), договариваются, по каким дням будут туда летать (скажем, пятница), выбирают авиакомпанию и выкупают у нее «цепочку рейсов» на каком-нибудь самолете (скажем, на 250 посадочных мест). Кресла делят между собой — и сразу же их выкупают.

 

Образец факса* — подтверждения брони, чтобы посольство не придралось**

1. Название отеля.

2. Телефон отеля.

3. Электронная почта отеля.

4. Имена и фамилии приезжающих (желательно номера паспортов).

5. Сумма.

6. Подтверждение предоплаты.

* есть посольства, которым не нужны факсы, например американское удовлетворится распечаткой электронного письма, где Петров подтверждает, что приглашает Иванова

** есть посольства, которым и факса мало, например датское запросто потребует оригинал приглашения, заверенный в местном полицейском управлении

***

Больше авиакомпанию этот вопрос не беспокоит, свои 250 кресел в неделю в один конец она уже продала. А каждая туркомпания с купленными креслами делает что хочет. Может поставить одну наценку, может другую. Может продать излишки пустых мест тому оператору, у которого все клиенты не помещаются. В среднем на билете компания зарабатывает 10–15% от его стоимости при покупке у перевозчика.

Минимальный турпродукт — это авиаперелет, проживание, транспорт (доставка из аэропорта и обратно, экскурсии), медицинская страховка. По желанию клиента могут быть добавлены отдельные экскурсии, услуги переводчика и проч.

Особенности национального бронирования

Организуя поездку самостоятельно, помните, что с Дальневосточной Азией надо держать ухо востро. Не считая разницы во времени, помешать может то, что азиаты часто не знают английского и к работе подходят спустя рукава. Могут прислать счет, когда вы еще не успели забронировать себе номер в отеле.

Договариваясь с немцами, австрияками, голландцами, вытянитесь во фрунт. Эти товарищи потребуют от вас неукоснительного следования инструкциям. Попытка поторговаться обречена на провал.

Зато можно торговаться с турками или египтянами (да-да, в Египет и Турцию запросто ездить «дикарем»).

Чартер vs «регулярка»

Чартер

Регулярный рейс

дешевле

дороже

самолет старее

самолет новее

прямые перелеты

перелеты с пересадкой

можно сутки сидеть в аэропорту

улетим по расписанию

летим туда, где принимают чартеры

летим туда, куда хотели

Покажи фотки!

Мы путешествуем, следовательно, мы фотографируем.

В наше время, когда фотокамера встроена в телефон, побывать где-нибудь и не привезти фотоотчет выглядит до предела странным поступком.

Сейчас мы угадаем, какие фотографии есть в фотоархиве 99% процентов путешественников.

Почти все фотографии, оказавшиеся за пределами этого списка, будут интересны не только вам.

  • Я и памятник в одинаковых позах.
  • Я с небольшим памятником запанибрата.
  • Я на фоне знаменитого объекта.
  • Я в изысканной позе.
  • Я на фоне пейзажа.
  • Закат на море.
  • Еда, которую нам принесли.
  • Узкие европейские улочки.
  • Верблюд.
  • Я и верблюд.
  • Солнышко на ладошке.

Необъезженные места планеты

Путешествия для тех любознательных, кто не боится дальних перелетов и сложных дорог и располагает достаточными деньгами.

  Китай, Цинь Шихуанди. Мавзолей первого императора династии Цинь. Охраняется войском из восьми тысяч глиняных солдат в натуральную величину 
  Австралия, Улуру. Она же Аерс Рок, древнейшая и самая большая монолитная скала на земле. На закате меняет цвет от ярко-красного до черного. На восходе наоборот 
  Камбоджа, Ангкор. Очередной древний город-храм. Случайно найден в джунглях в 1861 году. Почувствуйте себя Индианой Джонсом 
  Новая Зеландия, Тонгариро. Один из самых активных вулканов планеты. Воспет Жюлем Верном в «Детях капитана Гранта» 
  Перу, Мачу-Пикчу. «Затерянный город» инков высоко в горах. Он же «город в небесах 
  Боливия, солончак Уюни. В сезон дождей превращается в самое большое в мире зеркало 
  Чили, Хититеаираги. Он же Текаоухангоару, он же Мата-Китераге, он же Те-Пито-те-хенуа, он же остров Пасхи. Знаменит моаи — гигантскими каменными истуканами 
  США, Лас-Вегас. Очень страшное место 
  США, «Старый служака». Самый пунктуальный гейзер Национального парка Йеллоустоун, извергается ровно раз в час 
  Мексика, Чичен-Итца. Еще один город, оставленный древними цивилизациями 
  Франция, Бассас-да-Индиа. Атолл посередине между Мадагаска- ром и Африкой. Людей нет, строений нет, растительности нет, ничего нет. Только якоря кораблей, которые его не заметили во время прилива 
  Кейптаунский порт. «Жаннетты» уже нет, таверны Кэт тоже, зато французских моряков гораздо больше четырнадцати. Рядом мыс Доброй Надежды 
  Танзания, Серенгети. Национальный парк, один из самых больших заповедников в мире 

 Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU. Новый номер журнала в продаже с 1 июля 2009 года

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах