aif.ru counter
6752

Декабристы и Майдан: сравнительный анализ

Очередная годовщина восстания декабристов даёт повод провести сравнительный анализ того давнего конфликта с властью и украинского Майдана.

Пётр Романов.
Пётр Романов. © / Светлана Санникова

Это лишь кажется, будто два этих события — восстание декабристов и украинский Майдан, — и по времени, и по сути столь далеки друг от друга, что попытка «приложить» одно к другому — нелепость.

На самом деле, это не так. Во-первых, все революции (бунты, мятежи, восстания) имеют, несмотря на понятные расхождения, в чём-то схожие черты и развиваются по схожим сценариям. Да и вопросы, неизбежно возникающие перед их участниками, примерно одни и те же. Вопросы соотношения цели и средств, самой цены «прорыва к светлому будущему» могут решаться в каждом случае по-разному, но сама по себе подобная дилемма возникает всегда.

Во-вторых, два этих события сближает место действия. И не спешите меня поправлять. О событиях 14 декабря 1825 года на столичной Сенатской площади по понятным причинам написано куда больше, чем о том, что происходило далеко от Петербурга на Украине. Хотя чтобы понять, чем мог обернуться для страны успех декабристов, лучше разбираться не с «Северным», а как раз с «Южным обществом». Стояние на Сенатской площади стало лишь декларацией о намерениях, а вот на юге декабристы от слов перешли к делу. Между тем, дела говорят больше, чем декларации.

Карл Кольман. Восстание декабристов
Карл Кольман. «Восстание декабристов». Фото: Public Domain

Оценки декабризма у нас всегда были полярными. Если бы декабристы твёрдо следовали своим планам, считал, например, историк Натан Эйдельман, «тогда взяли бы власть, сразу издали бы два закона — о конституции и отмене рабства, а там пусть будут междоусобицы, диктатуры — истории не повернуть, вся по-другому пойдёт!». Возможно, и так, только ещё вопрос, насколько украсили бы нашу историю очередные кровавые междоусобицы и диктатура. Иную точку зрения выражал историк Антон Керсновский, утверждавший, что в случае удачи восстания Россия «погрузилась бы в хаос, перед которым побледнели бы ужасы пугачёвщины… Картечь на Сенатской площади отдалила от России эти ужасы почти на целое столетие».

Вот вам и повод для первого сравнения и раздумья. Николай I проявил жёсткость, Янукович слабость. В первом случае многие русские проблемы оказались «замороженными», зато Россия избежала хаоса, революционного террора и кровавой междоусобицы. Во втором мы всё это имеем в полном объёме. Точное число жертв диктатуры победителей на Украине не знают, полагаю, ни Аваков с Коломойским, ни Порошенко с Яценюком. Но то, что счёт идёт уже на тысячи, понимают, конечно, и они. Просто для них вопрос о цене майданного эксперимента (и, понятное дело, личной выгоды) давно решён. Чтобы удержаться у власти, они, похоже, готовы заплатить любую цену. Впрочем, красноречиво даже то, что на поверхности. Одна сомнительная с точки зрения закона, да ещё ханжески выборочная люстрация чего стоит! О мусорных баках и несчастных, вывалянных в перьях, и говорить нечего. Народ, возбуждённый Майданом, гуляет, ни в чём себе не отказывая. Как говорил Питирим Сорокин, во время революции в человеке просыпается не только зверь, но и дурак.

Император Николай I на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
Император Николай I на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Фото: Public Domain

А самое главное — при столь огромной цене, уже заплаченной Украиной за «светлое европейское будущее», на горизонте среди туч не видно пока ни единого просвета. За что, собственно, боролся Майдан: за подлинную «незалежность» и социальную справедливость? В Киеве сидит марионеточное правительство, Крым потерян, Донбасс в огне, олигархи по-прежнему у власти. Какая уж тут «незалежность» и социальная справедливость!

А теперь предлагаю вспомнить события, происходившие на Украине в городе Василькове, где стоял Черниговский пехотный полк, офицеры которого в большинстве своём являлись членами «Южного общества». Заместителем командира части был руководитель южан подполковник Сергей Муравьёв-Апостол. Один из будущих «идолов» русской интеллигенции.

Мысль об «идолопоклонстве», кстати, не моя, не претендую. Это я снова цитирую историка Керсновского: «На культе пяти повешенных и сотни сосланных в рудники было основано всё политическое миросозерцание русской интеллигенции». Ну а культа без мифов не бывает. Отсюда вся мифологизированная и романтизированная иконография декабристов, написанная нашими литераторами и кинематографистами. 

Южный бунт начался с безобразной сцены избиения полкового командира Густава Гебеля, который по приказу из Петербурга попытался задержать Муравьёва-Апостола. Четверо вооружённых штыками офицеров-декабристов долго и беспощадно били одного безоружного. К ним присоединился разгорячённый начавшимися «революционными событиями» и освобождённый своими соратниками Муравьёв-Апостол. Сухие данные официального медицинского освидетельствования таковы: «(Гебель) получил 14 штыковых ран, а именно: на голове 4 раны, во внутреннем углу глаза одна, на груди одна, на левом плече одна, на брюхе три раны, на спине 4 раны. Сверх того перелом в лучевой кости правой руки». Только чудом Гебель остался жив.

Можно сразу же и об остальных культовых фигурах. Второй известный всем «идол» — поэт-якобинец Кондратий Рылеев, который задолго до большевиков без колебаний настаивал на необходимости ликвидации всей царской семьи, включая детей. В начале XX века Рылеев вполне мог бы оказаться в расстрельной команде Ипатьевского дома. Нет?

Третий — Пётр Каховский. Он по плану декабристов и должен был стать цареубийцей, однако пойти на это не решился, ограничившись убийством петербургского генерал-губернатора Милорадовича и полковника Стюрлера, в которого сначала выстрелил из пистолета, а затем добил его саблей.

Нанесение смертельной раны Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу
Нанесение смертельной раны Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу. Фото: Public Domain

Четвёртый — Павел Пестель, известный не только своими радикальными идеями, но и тем, что первым из русских революционеров без колебаний решил вопрос о средствах на революцию. До «эксов» — налётов на банки — сын сибирского генерал-губернатора, правда, ещё не додумался, зато, будучи командиром полка, спекулировал сукном, выданным начальством на солдатские панталоны, крал деньги из полковой кассы и, пользуясь тем, что входил в комиссию по расследованию растрат среди военных, этих растратчиков (разумеется, ради высоких идеалов революции) шантажировал.

Наконец, пятый — Михаил Бестужев-Рюмин, ещё один руководитель «Южного общества» и соавтор — совместно с Муравьёвым-Апостолом — так называемого «Православного катехизиса», с помощью которого декабристы старались склонить на свою сторону солдат. «Катехизис» пытался откорректировать привычную в то время для армии «властную вертикаль» (Бог — царь — офицер), убрав из этой триады среднее звено. Попытка закончилась неудачей. Трактат, который лишь по форме походил на богословский труд, а по сути опирался на труды Жан-Жака Руссо, был выслушан солдатами равнодушно, а потому в качестве более весомого аргумента в дело пошли деньги из полковой казны.

Советские историки утверждали, что «солдаты Черниговского полка, присоединившиеся к восстанию, на всём его протяжении проявили замечательную революционную выдержку и готовность на любые жертвы во имя грядущего торжества свободы». Вот и сторонники Майдана немало слов потратили, чтобы убедить мир в гражданской сознательности, дисциплинированности и благородстве активистов Майдана.

Разумеется, и в первом, и во втором случае это — миф. Благородные устремления у многих декабристов и активистов Майдана, безусловно, были, только вот жестокая логика революции, логика драки и мордобоя, белые перчатки неизбежно делает грязными. Как мудро сказал философ Григорий Померанц, дьявол появляется тогда, когда у ангела в борьбе за справедливое дело на губах появляется пена. А если учесть, что ни декабристы, ни «небесная сотня» изначально ангелами всё-таки не были...

Многочисленные свидетельства очевидцев восстания декабристов на Украине рассказывают о пьяных драках, изнасилованиях и грабежах окрестных жителей, учинённых революционным полком. Характерно, что после подавления мятежа полиция долго собирала материалы не о политических, а об уголовных преступлениях. Один из трактирщиков, например, заявил об украденных у него «360 вёдрах водки». Полиция, потрясённая приведённой цифрой, поначалу усомнилась в показаниях потерпевшего, но затем свидетели всё объяснили: «Водки и прочих питий действительно в указанном количестве вышло потому, что солдаты не столько оных (вёдер) выпили, сколько разлили на пол».

Уличные бои в Киеве
Уличные бои в Киеве. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, и выпили достаточно. Под пьяную руку грабили всех и забирали всё: от сапог и девичьих серёжек до икон чудотворцев. Когда сразу же после подавления бунта дивизионный командир объезжал Васильковский уезд, в одной из деревень его встретила «толпа крестьян с палками, которые, увидев красный воротник, полагали, что он был Черниговского полка... (крестьяне) бежали к нему навстречу, крича: "Грабители!"». Так и не сумев переубедить крестьян, дивизионный командир был вынужден бежать.

Стоит ли напоминать о «подвигах» сегодняшних украинских «декабристов» в зоне так называемой АТО, да и не только там: из нового разве что кража автомобилей и рейдерские захваты. Так есть ли нечто общее между тем, что произошло на Украине в 1825 году, и тем, что происходит на Украине сегодня? На мой взгляд, есть. Всякая революция несёт в себе семена жестокости и несправедливости, даже если на её знамёнах написаны самые благородные лозунги.

Ситуация на Юго-Востоке Украины
Ситуация на Юго-Востоке Украины. Фото: АиФ/ Георгий Александров

Революционная деятельность самого Муравьёва-Апостола закончилась для нашей истории классически. Повторив судьбу Пугачёва и Разина, он при первом же столкновении с правительственными войсками был сдан властям своими же солдатами. Как докладывал в Петербург следователь: «Раненый в голову картечью Сергей Муравьёв бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив штык в брюхо лошади, сказал: "Вы нам наварили каши, кушайте с нами"».

Судьба организаторов Майдана пока складывается удачнее, хотя надо учесть, что сегодня мы наблюдаем лишь начало, а не конец майданной истории. И на «лошадь» г-на Порошенко уже точат свой штык многие даже в правящей коалиции. Наконец, не исключено, что в том же правительстве или в Раде пока ещё тихо сидит, присматриваясь к обстановке, будущий украинский Робеспьер. Кто это может быть, мы пока не знаем, но революция всегда найдёт в толпе своего героя.

У декабристов на эту роль, как известно, претендовал Пестель. Именно ему принадлежала идея установить в стране (для перехода к республике) 15-летнюю жандармскую диктатуру. Он же предлагал насильно слить воедино и все национальности: «все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая свои различные названия, составляют один народ русский». В таком случае, считал декабрист, Россия будет иметь желанный вид «Единородства, Единообразия и Единомыслия».

Разумеется, украинский Робеспьер, если он, не дай Бог, появится, в эти «москальские» идеи внесёт свои коррективы а-ля «Єдина Країна». Но про национальный вопрос и вопрос единомыслия он, несомненно, не забудет. И свой боевой гопак на чьих-нибудь костях непременно спляшет. 

Вот и выбирайте, что лучше, а что хуже? Пять повешенных заговорщиков или тысячи невинных жертв: женщин, детей. Да и мужчин не забудьте, они тоже на этой земле не были лишними.

Только не говорите: оба варианта хуже. Это самое простое. Потому что жизнь порой настойчиво и жёстко ставит перед выбором, когда приходится выбирать из двух зол. И не отвертишься. 

А потом она же, жизнь — и такое случается — за этот выбор требует ещё и ответа. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Леонид г. Тим
    |
    19:52
    11.12.2014
    1
    +
    -
    Пушкин бы на дуэль вызвал-за оскорбление его друзей.
Комментарии (2)
  1. Леонид г. Тим
    |
    19:52
    11.12.2014
    1
    +
    -
    Пушкин бы на дуэль вызвал-за оскорбление его друзей.
  2. Любовь Яковлева
    |
    20:07
    11.12.2014
    0
    +
    -
    "Выбор" предложен некорректный. Нет у истории сослагательного наклонения, и совершенно не факт, что события после победы декабристов развивались бы именно по описанному автором сценарию. Если власть гнобит большую часть населения и тянет страну в сторону от магистрального пути развития цивилизованного мира, то рано или поздно взрыв неизбежен.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ