Национальная социальная инициатива в интересах каждого
Национальная социальная инициатива – это комплекс проектов, направленных на улучшение качества услуг и сервисов в социальной сфере и удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях.
Программа была запущена под эгидой Агентства стратегических инициатив в 2021 году, к ее реализации уже присоединилось более 70 российских регионов.
Отдельным направлением в НСИ стала разработка решений по восьми жизненным ситуациям:
возвращение (этот пункт добавился в октябре 2022 г.для оказания помощи военнослужащим и их семьям)
Светлана Чупшева,
генеральный директор АСИ На местах мы предложили ввести институт региональных сервисных уполномоченных (РСУ). Их новым умением стало применение инструментов сервис-дизайна, позволяющих проектировать процессы взаимодействия граждан с государством по принципу человекоцентричности. Благодаря региональным командам стало возможным внедрить необходимые изменения в процесс оказания социальных услуг и сделать их ориентированными под потребности граждан. Уже сегодня 10 глав регионов взяли эти решения в работу. Приятно наблюдать, как наша инициатива по созданию клиентоцентричного и человекоцентричного сервиса становится не просто словами, а технологиями и ресурсами, которые мы будем использовать. |
Все команды региональных сервисных уполномоченных прошли через акселератор социальных решений АСИ, где профильные эксперты и опытные менторы направляли их и помогали разрабатывать решения, а также находить потенциальных партнёров для их дальнейшего развития.
Экспертное сопровождение команд региональных сервисных
уполномоченных из 27 пилотных регионов России помогло в выработке решений для повышения качества предоставления госуслуг и профилактики социальных проблем.
Защита социальных проектов, разработанных командами РСУ, прошла в столице 24-25 ноября 2022 г. Региональные разработки были представлены жюри самого высокого уровня. В итоговом мероприятии по результатам Акселератора приняли у частие зампред правительства РФ Дмитрий Чернышенко, помощник Президента РФ Максим Орешкин и генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
За три месяца акселератора участники проделали колоссальную работу. Победителем стала Белгородская область, а 2 и 3 места заняли Хабаровский край и Самарская область. Хочу отметить, что уже сейчас опыт некоторых регионов планируется к внедрению в других субъектах Российской Федерации. Так, опыт Республики Мордовия по трудоустройству бывших заключённых готовы перенять Ульяновская и Нижегородская области, а также Республика Удмуртия. А представленное решение Хабаровского края планируют внедрить в Амурской области. Считаю, что практика использования готовых кейсов очень полезна.
Какие темы (жизненные ситуации) в каких регионах отрабатывали
Команды показали разные варианты решения конкретных и весьма актуальных сегодня социальных ситуаций.
Работа команд РСУ в рамках жизненной ситуации «Буллинг» нацелена на формирование у детей культуры коллективного общения и уважительного отношения к сверстникам и педагогам в учебных заведениях.
Во всех регионах команды провели глубинные интервью с основными участниками травли и теми, кто мог способствовать её прекращению. Были выявлены основные проблемы, такие как: недоверие школьников к родителям, в отдельных случаях родители сами провоцировали детей к травле, незнание как себя вести в ситуации травли, недостаток внимания со стороны родителей.
Они пришли к выводу, что помимо профилактических мероприятий на постоянной основе необходимо повышать квалификацию психологов и социальных педагогов.
В школах Иркутска и Улан-Удэ команды экспертов уже протестировали прототипы решений. В Бурятии приступили к цифровой разработке экспресс-методики – информационного модуля для школьников, учителей и родителей для мониторинга уровня благополучия среды в классе. В зависимости от результатов опроса и от категории, к которой относится респондент, ему предлагается индивидуальная подборка методических материалов.
При этом материалы формируются индивидуально: учителю направляется сценарий классного часа с детьми, родители получают советы, как помочь ребенку, а школьники – варианты поведения в конфликтной ситуации и номера телефонов служб поддержки.
Эксперты по профилактике домашнего насилия уверены: необходимо не только
оказывать помощь, но и работать с проблемой замалчивания и табуированностью темы. Они считают, что на общественное отношение к теме насилия в семье сможет повлиять социальная реклама, которая сформирует у
граждан нетерпимое отношение и пресечёт рецидивы бытовой жестокости.
Проект Рязанской области был одним из самых креативных – он реализован с
привлечением Рязанского театра драмы. РСУ помогли организовать постановку «Житие одной бабы» по мотивам произведения Николая Лескова вызвала у зрителей большой эмоциональный отклик. Такой нестандартный формат расширяет существующее понимание о домашнем насилии, показывает разные
его виды и помогает спасти жизнь и здоровье пострадавших.В предпенсионном возрасте люди не задумываются о том, что скоро выйдут на пенсию и не понимают, как рассчитывается размер пенсионных выплат, боятся стать ненужными работодателями и стать бесполезными для общества при достижении пенсионного возраста.
Российские пенсионеры становятся мобильнее и всё чаще пользуются цифровыми услугами. Регионы идут навстречу новым запросам населения и готовы предложить цифровые сервисы сопровождения выхода на пенсию в дополнение к существующим центрам ПФР.
Уже сейчас жители Приморья, Самарской области и Республики Адыгея могут получить комплексную консультацию о мерах социальной поддержки. Приложения внедряются на региональных порталах госуслуг и с помощью контакт-центров.
В Адыгее, например, через приложение «Пенсионный консультант» жители узнают о федеральных и региональных льготах, обращаются за юридической, финансовой и психологической консультацией, а также приобретают путёвки на отдых.
Жители Самары рассчитывают положенные выплаты в пенсионном калькуляторе приложения «Подготовка и выход на пенсию». Эксперты интегрировали и адаптировали несколько способов расчётов своей пенсии, доступных на сайте ПФР и федеральном сайте Госуслуг. У сервиса уже появились телеграм-бот и страница на Яндекс.Дзене. В самое ближайшее время удобство пенсионного калькулятора смогут оценить и другие жители России.
В Приморье сервис «Пенсионный координатор» в формате call-центра помогает посетить культурные мероприятия, выбрать спортивные занятия, например, записаться на йогу и скандинавскую ходьбу.
Команды экспертов провели глубинные исследования в своих регионах и выявили перечень наиболее распространённых проблем, с которыми сталкивается человек в непростой жизненной ситуации. В первую очередь, это психологические трудности в принятии сложившихся обстоятельств. Многим не хватает поддержки извне, люди остаются со своей проблемой один на один.
При потере кормильца члены его семьи чаще всего не могут получить качественную психологическую помощь. Варианты решения этой проблемы рассматривали эксперты.
В Воронежской области уже заработал информационный ресурс для тех, кто похоронил близкого человека. Специальный сервис содержит информацию о дальнейших шагах и понятную навигацию среди государственных служб, а также предусматривает получение консультации врача, оказание психологической, юридической и духовной поддержки.
Эксперты из Белгородской области сфокусировались на сопровождении ребёнка
в школе, а также поддержании его эмоционального состояния в норме.
Родителю будет необходимо проинформировать классного руководителя о
ситуации – все остальные службы подключатся автоматически в один клик.
Команда из региона прописала конкретные шаги по взаимодействию классного
руководителя, педагога-психолога, социального педагога, а также детского
коллектива и родителя школьника. В области уже проводят мероприятия для поддержания эмоционального состояния детей и тестируют схемы поведения в школах.
Регионы, разрабатывающие решения по данной жизненной ситуации, считают приоритетным предоставление актуальных и востребованных вакансий для граждан всех возрастов, включая подростков.
Так, в Югре особое внимание уделяют временному трудоустройству школьников и студентов 14-18 лет. В рамках пилотного проекта основной упор сделан на креативные профессии, которые будут востребованы в будущем. Подросткам уже сейчас доступны вакансии SMM-специалиста, копирайтера, креатора, клипмейкера, ведущего медиа-программ, а также 3D-, саунд- и Web-дизайнера.
В рамках этой темы эксперты сосредоточились на качественном преобразовании пространства в женских консультациях, послеродовых отделениях, а также формировании практики осознанного родительства.
В Якутии сократили время ожидания в женских консультациях до 15 мин через настройки регулирования электронной очереди. Команда разработала план и инструкцию с рекомендациями по оформлению пространства женских консультаций с внедрением детских уголков, пеленальных столиков, буккроссинга по теме планирования беременности и вынашивания ребенка, а также автоматами с полезной едой и напитками.
Для рожениц в Амурской области предусмотрена возможность выбора и заказа горячего питания в послеродовых отделениях. Блюда вариативного меню разработаны диетологами в соответствии с предъявляемыми к питанию кормящих женщин требованиями, но при этом позволяют учитывать и их
индивидуальные предпочтения. Первые варианты меню уже можно попробовать в Перинатальном центре Амурской областной клинической больницы.
А в Сахалинской области разработали единую информационную платформу
«Smart-родительство». С её помощью молодые родители смогут получать медицинские и образовательные услуги, а также меры социальной защиты и поддержки в режиме одного клика.
В Хабаровском крае работают с молодым поколением, которому не хватает практических навыков, знаний и понимания целого ряда тем, касающихся материнства и деторождения. Для этого в регионе создали образовательную программу «Правила счастья». Проект состоит из нескольких модулей, каждый из которых поможет молодым людям больше понять о взаимоотношениях и принципах построения здоровых союзов, а также выяснить основы государственного подхода к этому вопросу.
Комплексная образовательная программа для СПО «Правила счастья» состоит из двух квизов и шести образовательных модулей:
вводный и финальный квизы помогают вовлечь студентов в процесс обучения, облегчить восприятие информации, собрать метрики
удовлетворенности курсом.
6 обучающих модулей охватывают 3 важных темы: репродуктивное здоровье, психическое здоровье и меры государственной поддержки при рождении ребенка.
Кадровые военные, добровольцы и мобилизованные,
вернувшиеся из зоны проведения СВО, а также их дети и члены семей получают поддержку в обучении и трудоустройстве, медицинскую, социальную и психологическую помощь.
Команды проследили весь путь человека – от возвращения домой до трудовой адаптации. Работа ведётся через службы социального сопровождения, физическую и психологическую реабилитацию, а также через информационную систему и получение выплат.
Программы помощи прорабатываются в ускоренном формате в 5 пилотных регионах: Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской областях и в Республике Бурятия.
В Бурятии уже приступили к описанию порядка действий вернувшегося участника СВО. В специальную информационную памятку включены пошаговые действия, включая перечень полагающихся выплат и льгот для ветеранов боевых действий и порядок их оформления. Памятка также пояснит возможности получения образования, трудоустройства, а также медицинской и психологической помощи.
Работа сервисных уполномоченных в регионах продолжается. В следующем году таких специалистов в регионах станет больше, а значит вырастет число людей, которым они помогут справиться с непростой жизненной ситуацией.