Примерное время чтения: 6 минут
440

Проживёт ли РФ без газет? Без госпомощи не все издания выстоят в эпидемию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Соблюдайте карантин — сидите дома! 01/04/2020 Сюжет Меры против распространения коронавируса в России
Газет можно уже не дождаться никогда.
Газет можно уже не дождаться никогда. / Андрей Дорофеев / АиФ

Десятки тысяч предприятий России испытывает на проч­ность кризис, вызванный коронавирусом. Чем он им угрожает? Рассказываем о ситуации, сложившейся в печатной индустрии.

Товар не первой необходимости?

В воскресный день, предшествовавший началу нерабочей недели, правительство уточнило перечень самых важных товаров, которые должны продаваться везде. Печатная пресса исчезла из этого списка вместе с табаком и похоронными принадлежностями. Одновременно в Москве и Московской области гражданам было запрещено покидать свои дома без особой необходимости. Премьер Михаил Мишустин посоветовал другим регионам последовать примеру столичных властей. Стало ясно, что даже самые преданные читатели не смогут дойти до газетных киосков, даже если те продолжат работать. Издатели оказались перед нелёгким выбором: продолжать ли выпускать бумажные версии без надежды, что тираж найдёт своих покупателей?

Печать двух известных изданий на этой неделе уже приостановлена – «Известий» и «Ведомостей». Их материалы будут распространяться только через интернет. «В той обстановке, которая сейчас складывается и усугубляется, мы не уверены даже, что найдутся машины для развоза газет по точкам продаж. Ведь водителям тоже может быть предписан карантин. Может остаться дома и часть почтальонов. И никто не знает, какой будет ситуация завтра», – заявил «АиФ» о причинах принятого решения главный редактор бизнес-газеты «Ведомости» Андрей Шмаров

«Без перебоев газеты и журналы продаются сейчас только в супермаркетах, общий тираж печатных СМИ России сократился уже на 50%. А до конца апреля проблемы, вызванные карантином, могут привести к падению розничных продаж на 75% и потерям в 30–40 млрд руб. Издатели книг, по самым оптимистичным оценкам, потеряют 20–25% годовой выручки, или 12–15 млрд руб.», – прогнозирует президент Союза предприятий печатной индустрии Руслан Новиков

И это ещё не всё. Чем меньше у газеты тираж – тем меньше желающих размещать в ней рекламу. Компании с началом эпидемии коронавируса уже начали резать рекламные бюджеты. И дальше будет только хуже. «Доходы российских издателей от рекламы за I полугодие упадут на 30–40%, а по итогам всего 2020 г. – на 50%, то есть до 15 млрд руб. против 30,5 млрд руб. в 2019 г., – продолжает Новиков. – А расходы только увеличатся. Цены на отечественную типографскую бумагу вырастут минимум на 15%, а на импортные расходные материалы – на 30%. Крупные федеральные медиахолдинги всё это поставит в предбанкротное состояние».

Самое драматичное, что трудности издателей вызовут цепную реакцию. Первыми через 2–3 месяца обанкротятся сети киосков. Заплатив налоги и не имея возможности получить и продавать новые тиражи, киоскёры страны не смогут вернуть издателям миллиарды рублей за газеты и журналы, которые продали раньше. Затем начнутся трудности у типо­графий, потерявших крупные заказы. Всего пострадают 1,5 млн человек, занятых в печатной индустрии России.

СМИ, которым верят

Такие же проблемы сегодня во всех отраслях, которые работают на конечных покупателей, переставших летать в турпоездки, ходить в рестораны и даже в парикмахерские. Правительство дало понять, что в беде пострадавшие предприятия не оставит. Михаил Мишустин уже подписал распоряжение о выделении из резервного фонда 1,5 млрд руб. на компенсацию затрат авиаперевозчикам, которые осуществляют вывоз граждан России из стран, где наиболее опасная эпидемиологическая обстановка. Малым и средним компания из девяти самых проблемных отраслей будет предоставлена 6-месячная отсрочка по уплате налогов и кредитные каникулы. Но издательская отрасль к пострадавшим пока не относится. И большинство входящих в неё предприятий, кроме розничных компаний, считаются крупными. Значит, льготы им не положены. Тем более что есть неподвластный карантину интернет. Но доходы, который он даёт медиахолдингам, много­кратно ниже, чем приносят печатные СМИ. А с исчезновением из продажи любимой газеты без доступной информации останется треть страны, которая не читает с планшета и смартфона. Это десятки миллионов людей старшего возраста, которые привыкли к печатному слову и которых дезориентируют слухи и страшилки об эпидемии, доходящие через третьи уста с сомнительных сайтов. Это также жители регионов, где нет надёжного интернета. Но и там, где он есть, именно материалы профессиональных медиакомпаний, имеющих как электронную, так и печатную версию, наиболее объективно и ответственно рассказывают о ситуации в стране и регионе.  

Если Правительство России в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах даст льготы издательской отрасли, это станет поддержкой не только её работников, но и всех граждан России. Союз предприятий печатной индустрии совместно с Российским книжным союзом направил в Правительство РФ обращение с просьбой принять меры, которые помогут отрасли выстоять. В первую очередь типо­графиям, распространителям печати и СМИ сегодня нужна отсрочка по уплате налога на прибыль за 2019 г., а также всех текущих налогов, страховых и экологических сборов.

Пример Канады

Среди других предложений федеральным властям – обнуление таможенной пошлины на импорт бумаги и полиграфических материалов, которые не производятся в России, а также временное освобождение от пошлины ввоза полиграфического оборудования и комплектующих. Ждут в компаниях печатной индустрии и возможности, как в других отраслях, воспользоваться кредитными каникулами с мораторием по всем процентным выплатам и платежам в счёт основного д­олга перед банком.

И всё это не уникальные особенности России. Похожая ситуация сегодня в других странах, включая самые развитые. Об опасности банкротства и увольнения журналистов на днях предупредили правительство газеты Канады. И премьер-министр Джастин Трюдо принял решение: на время пандемии предоставить СМИ налоговые льготы и заплатить им 30 млн долл. за размещение государст­венных информационных материалов, рассказывающих населению, как не заболеть коронавирусом. «Сейчас как никогда важно, чтобы канадцы имели доступ к последним новостям и информации», – подчеркнул канадский премьер. Чем российские читатели хуже?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах