Примерное время чтения: 5 минут
682

Андрей Поликанов: цифровые форматы для фотожурналистики — прорыв вперед

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина был назван в честь корреспондента МИА «Россия сегодня», который погиб в августе 2014 года на востоке Украины. В память о нем информационное агентство организовало конкурс, который призван поддерживать фотографов, а также развивать и поддерживать высокие стандарты фотожурналистики.

Награждение победителей пройдет 3 июня 2015 года в Москве. Обладатель «Гран-при» получит 500 тыс рублей. А призеры первого, второго и третьего места — 50, 35 и 25 тыс рублей соответственно.

Голосование жюри, состоящего из крупнейших фото- и деятелей искусства, прошло в два этапа: дистанционная оценка и открытые дискуссии. Изначально на конкурс были присланы около 5 тыс работ из 54. После голосования судьи сформировали шорт-лист финалистов, в который попали всего 30 работ из 13 стран. 

Конкурс организован МИА «Россия сегодня.

О будущем фотожурналистики АиФ.ru поговорил с одним из членов жюри конкурса, российским фоторедактором и бывшим директором фотослужбы журнала «Русский репортер» Андреем Поликановым.

— Почему Вы решили войти в жюри Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина?

Ответ на этот вопрос очень простой: это первый за многие годы крупный международный фотографический конкурс, проходящий в России. Я считаю, это событие очень важно как для фотографов России, так и для международных фотографов. И я хотел бы поблагодарить всех тех, кто принял участие в этом конкурсе.

— Каким Вы видите будущее конкурсов фотожурналистики, и как оцениваете участие в них непрофессионалов?

Если мы говорим о России, учитывая интерес к фотожурналистике и документальной фотографии многих фотографов, и что особенно радует — молодых фотографов, думаю, перспективы хорошие. По поводу участия непрофессионалов... На мой взгляд, на конкурсах должны быть две категории — «профессионалы» и «любители». Хотя, честно говоря, некоторые любители могут быть на голову сильнее некоторых из тех, кто считает себя профессионалом. Тем не менее, на мой взгляд, работы участников конкурсов должны разделяться по этому признаку. Тот, кто считает себя «любителем», и для кого фотография скорее увлечение или страсть, нежели работа, участвует в этой категории и таким образом обозначает свою позицию в фотографии. Тот же, для кого фотожурналистика и документальная фотография являются не только сутью их самовыражения, но профессией и одним из основных источников доходов (штатные фотографы изданий, фотографы-фрилансеры), отдает свои работы в категорию профессиональных участников, и таким образом позиционирует себя. Все очень просто, мне кажется.

— Гендерный вопрос в фотожурналистике: должна ли женщина с фотокамерой идти снимать войну?

Думаю, это не совсем корректный вопрос. Каждый решает сам для себя, вне зависимости от пола. Если женщина считает, что ей необходимо это делать, и она не может без этого в данный момент своей жизни, она берет камеру и идет снимать войну, и спрашивать она никого не будет. Лично я против. Но каждый решает сам, и запретить делать это — невозможно.

— За последнее десятилетие изменилась ли и как географическая карта мировой фотографии?

Безусловно, изменилась. Выросло целое поколение местных фотографов в разных частях света, и это очень сильные и хорошо подготовленные профессионалы. Теперь уже нет необходимости посылать фотожурналистов из Нью-Йорка или Гамбурга за тысячи километров. Фотографы «на местах» помогают решать множество вопросов: они знают свой регион, чувствуют его фактуру, они легче попадают в те места, куда фотографу «со стороны» доступа вообще не будет, а потому могут создавать более глубокие истории. Кроме того, издания экономят достаточно большие средства на расходах на командировки, что в наше время важно. Многие локальные фотографы образуют творческие объединения, которые создают очень сильные серии работ, что также способствует повышению уровня фотографии в конкретной стране или регионе. Примером могут служить Афганистан, Ирак, Сирия.

— Как повлиял приход цифровых и других медиаформатов на профессиональные стандарты фотожурналистики?

Да, цифровой формат радикально изменил фотопространство. Об этом часами можно говорить. Для фотожурналистики цифровые форматы обозначают огромный прорыв вперед. По влиянию он подобен тому, каким стало появление 35-ти миллиметровой камеры, которая полностью изменила медиапространство. Тогда стало возможным появление на свет еженедельного журнала, иллюстрированного фотографией. Сейчас возникли новые платформы, которые дают новые возможности фотографам. И среди них самая главная — возможность быть свободным, независимым от традиционных средств передачи любой информации, в том числе фотографии. Под «традиционными» имею в виду газеты, журналы, издательства. Теперь авторы сами создают свои работы и сами могут доносить их до публики в той форме и с тем содержанием, какие они считают нужными.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто решил посвятить себя профессиональной журналистике?

Не буду оригинальным: учиться, учиться и учиться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах