Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он позволит повысить эффективность развития железнодорожного транспорта в России.
Один из авторов законопроекта — заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, член фракции «Единая Россия» Павел Федяев.
«Президент России Владимир Путин поставил масштабную и амбициозную задачу по модернизации магистральной инфраструктуры, в том числе значительное увеличение объемов перевозки грузов в восточном направлении — по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. Пропускная способность в этом направлении должна вырасти в полтора раза — до 180 млн тонн. Этот показатель предусмотрен в указе главы государства „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“. Без этой масштабной модернизации будет невозможно обеспечить потребности в перевозках российских грузов в восточном направлении», — рассказал он.
Согласно принятой долгосрочной программе развития угольной отрасли России, планируется рост объемов добычи к 2035 году: в консервативном варианте — более чем на 10%, до 485 млн тонн, в оптимистическом — на 51,8%, до 668 млн тонн к уровню 2019 года. По прогнозу Минэнерго России, в результате снятия системных ограничений при транспортировке только угольных грузов доля экспортных потоков угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона с сегодняшних 50% увеличится до 75%, а объемы перевозки экспортируемого угля в восточном направлении уже в 2025 году должны достигнуть 185 млн тонн.
Учитывая сокращения внутреннего потребления угля и снижения поставок в Европу, восточное направление перевозок считается приоритетным. При этом оно является перспективным не только для угля, но и для других российских экспортных товаров.
«Чтобы достичь этих целей, необходимо обеспечить существенное сокращение сроков реализации инвестиционных проектов. Ускорить темпы строительства возможно за счет оптимизации и упрощения целого ряда процедур в сфере градостроительства, земельных и других отношений. Такой подход апробирован и показал свою эффективность при реализации крупных инвестпроектов, таких как строительство федеральной и региональной инфраструктуры в Крыму. Стратегическое направление развития транспортной инфраструктуры, необходимой для всей страны, теперь получило законодательную основу», — пояснил Павел Федяев.
Согласно закону, к объектам инфраструктуры относятся автомобильные дороги, мосты, железнодорожные объекты, морские, речные порты, искусственные земельные участки, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы, инженерная инфраструктура, линии связи.
В документе указано, что «отсутствие в утвержденных документах территориального планирования сведений о размещении объектов инфраструктуры не является препятствием для подготовки и утверждения документации» по их планировке. При этом документация по планировке территории, которой предусматривается размещение объектов инфраструктуры федерального значения, до ее утверждения согласовывается с властями субъекта РФ, на территории которого осуществляются строительство. Отсутствие утвержденного проекта планировки территории не станет препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры для проведения государственной экспертизы.