Примерное время чтения: 5 минут
4209

«Взбивалка для яиц» идет в бой. Вертолеты появились на фронте в 1944 г.

Игорь Сикорский в вертолёте HNS-1 (вариант R-4 для береговой охраны), 1944 год.
Игорь Сикорский в вертолёте HNS-1 (вариант R-4 для береговой охраны), 1944 год. Public Domain

17 апреля 1941 г. американский конструктор русского происхождения Игорь Сикорский совершил первый полет на экспериментальном вертолете VS-300 с поплавками вместо шасси. Через несколько лет потомки этого аппарата участвовали во Второй мировой войне.

Сикорский, сын Сикорского

Создание VS-300 (Vought-Sikorsky-300) определило основные элементы и принципы, вошедшие в проект VS-316 (военное обозначение R-4). Он же первый вертолет на военной службе. Самое непосредственное отношение к этой машине имел Сергей Сикорский, сын Игоря. Когда в 2004 г. он приезжал в Россию, «АиФ» удалось взять у него интервью.

«В числе пяти самых важных своих машин, — говорил Сергей Игоревич,  отец всегда числил два вертолета  VS-300 и R-4, первый в мире серийный вертолет. Когда началась война, ВВС стали получать на вооружение наши вертолеты, но военные толком не знали, что с ними делать. Предполагалось, что их можно использовать для спасения экипажей сбитых самолетов, эвакуации раненых и т. д. Но летчиков, способных пилотировать вертолеты, и механиков, способных их обслуживать, было мало. А тактических приемов использования вертолетов на войне и вовсе не существовало.

Отец всегда говорил: «Если ты избрал для себя стезю летчика, то должен знать об авиации все». Я несколько лет проработал на заводе простым механиком и досконально изучил первый в США военный вертолет R-4. Поэтому как только я поступил на военную службу, меня тут же определили в экспериментальный отряд морской авиации. Я преподавал там техническое обслуживание.

Пожалуй, это была первая в мире вертолетная школа. Кроме флотских офицеров в ней учились пилоты американских ВВС, гражданские летчики и группа английских курсантов. Очень скоро кому-то в голову пришла новая идея  использовать для спасательных работ обыкновенную лебедку, установленную на вертолете. Внедрение лебедок в широкую практику я считаю своим самым большим вкладом в победу во Второй мировой войне».

Дебют «кофемолки»

Первый случай применения R-4 в боевых условиях относится к 1944 г. Тогда в джунглях Бирмы американские и британские «джангл файтерз» (сейчас мы назвали бы их спецназом) воевали с японскими гарнизонами. Снабжать их можно было только по воздуху, чем и занималась 1-я авиагруппа «Коммандо». В наши дни это 1-е авиакрыло специальных операций. В начале 1944 г. авиагруппа получила свои первые вертолёты. 22 апреля в джунглях разбился санитарный борт, спасать надо было двух раненых, одного больного малярией англичанина и пилота-американца. Сделать это должен был лейтенант Картер Харман, пилот вертолёта R-4. «Срочно пошлите взбивалку для яиц»,  гласил приказ по авиагруппе. А еще вертолеты называли «кофемолками».

За 2 дня «взбивалка» вытащила из беды всех четверых. Всего за войну вертолет Хармана спас 18 человек. Несколько раз его пытались сбить японские истребители, прознавшие про заморское чудо. Но их всякий раз подводило то, что в обычном воздушном бою было преимуществом — высокая скорость. «Вертушка» летала над самыми кронами деревьев, что затрудняло для пилотов ее визуальное обнаружение. В случае когда истребитель находил цель и пытался ее атаковать, вертолетчик, пользуясь высокой маневренностью своей машины, прятался в джунглях. Японец проскакивал мимо.

Применение вертолетов для спасения на море упомянуто в культовом романе Джозефа Хеллера «Уловка 22». Там дело происходит на Средиземном море.

СССР и другие

В СССР вертолетов во время войны не было. Были автожиры с несущим и тянущим винтами, их непосредственные предки. Самый известный  А-7, ближний разведчик и корректировщик. Его конструктором был Николай Камов, будущий глава одного из двух советских вертолетных КБ.

А-7 участвовали в войне с Финляндией. С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7 сформировали отдельную автожирную эскадрилью. Камов так вспоминал о действиях своих машин: «Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Летчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полеты проводились днем и ночью.

Особенно тяжело было проводить ночные полеты… Полеты производились в полной темноте. Ни о каких лампах, хотя бы “летучих мышах”, даже разговоров не было. Прифронтовой аэродром находился всего в двадцати километрах от передовой… Только по звуку мотора можно было определить, где машина и что с ней. Если гудит — значит, цела...»

Одна машина разбилась в ходе битвы за Москву, остальные отвели с фронта после выработки ресурса двигателей.

Автожирами во время войны пользовалась и японская армия. А вот у немцев успели повоевать два полноценных вертолета, построенных по разным схемам. Маленький разведчик Fl 282 «Колибри» конструктора Флеттнера был соосным  два несущих винта вращались в разные стороны. Построенный по продольной схеме Fa.223 «Драхе» (конструктор — Фокке, тот самый, который «Фокке-Вульф») стал первым в мире транспортным вертолетом  поднимал полтонны груза.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах