3096

Воздушный шпион. Старейший в мире самолет-разведчик U2 служит до сих пор

Самолет-разведчик U-2s.
Самолет-разведчик U-2s. Commons.wikimedia.org

Советский авиаконструктор Туполев считал: красивый самолет и летать будет хорошо. Американский высотный разведчик U-2 к красавцам не отнесешь, а на службе он вот уже 65 лет. 3 июля 1956 г. президент США Эйзенхауэр одобрил полеты этих машин над СССР.

Шпион с длинными крыльями

Одной из главных проблем, с которой столкнулся Запад после начала холодной войны, стало почти полное отсутствие информации о том, что представляют собой ядерные и ракетные программы СССР. Спутников-шпионов тогда еще не было, а получать разведданные было необходимо. 

В 1955 г. в КБ компании «Локхид» задумались над созданием самолета, который было бы невозможно сбить тогдашними средствами ПВО, то есть зенитными орудиями и реактивными истребителями-перехватчиками. Решили: главным фактором, обеспечивающим неуязвимость, может быть только высота.

Так появился проект не слишком быстрого (700 км/ч) самолета с большим размахом крыльев (24 м), способного забираться на высоту более 20 километров. 

Фрэнсис Пауэрс у самолета U-2.
Фрэнсис Пауэрс у самолета U-2. Фото: Commons.wikimedia.org

Военным новая машина сразу не понравилась, и «Локхид» предложил ее ЦРУ. Первыми пилотами U-2 (от Utility — американское обозначение летательных аппаратов общего назначения) стали контрактники американской внешней разведки, в основном отставные пилоты ВВС США. Такие, как Фрэнсис Пауэрс.

Первый разведывательный полет был совершен 19 июня 1956 г. над территорией ГДР и Польши. 4 июля самолет-разведчик вторгся в воздушное пространство СССР. В общей сложности за 4 года с 1956 по 1960-й над советской территорией было выполнено 24 разведывательных полета.

На пределе

После того, как 1 мая 1960 г. под Свердловском был сбит U-2 Пауэрса, разведывательные полеты над СССР были прекращены. Но советские зенитчики с этим самолетом встречались и позднее. Именно U-2, но уже принадлежавшие не ЦРУ, а ВВС США, осенью 1961 г. обнаружили на Кубе строительство стартовых позиций для советских ракет Р-12. Один из них был сбит ракетой комплекса С-75 с нашим расчетом, причем майор ВВС США Рудольф Андерсон погиб. 

Впрочем, рекордсменом по количеству сбитых U-2 стал не СССР, а Китай. После инцидента с Пауэрсом власти США запретили полеты над недружественными странами самолетов U-2, пилотируемых американскими гражданами. Поэтому на разведку ядерных объектов и ракетных полигонов коммунистического Китая были вынуждены летать другие китайцы — с Тайваня. Это были сложные миссии: большинство объектов находились на пределе дальности самолетов и выносливости пилотов.

U-2 с различными вариантами разведывательного оборудования.
U-2 с различными вариантами разведывательного оборудования. Фото: Commons.wikimedia.org

Последнее китайское

Идиома «Последнее китайское предупреждение», если кто забыл, означает бесплодные угрозы от обиды. До определенного момента именно так дипломаты КНР реагировали на полеты тайваньских U-2 над территорией своей страны. Но уже в 1962 г. при помощи поставленного из СССР ЗРК С-75 китайскому расчету удалось сбить первый высотный разведчик. В последующие годы та же участь постигла еще 5 самолетов этого типа.

8 мая 1964 г. в зону ответственности 2-го зенитного батальона ПВО НОАК вошла сразу пара, U-2 и сверхзвуковой разведчик RF-101 «Вуду». Последний шел на предельно малой высоте и должен был отвлекать на себя огонь ЗРК.

Первый U-2 вторгся на континент в 8:34 в районе Шанхая, второй через час и 10 минут попал на радары юго-восточнее Гуанчжоу. В 11:10 границу нарушил и тактический разведчик.

Командиру 2-го батальона Юэ Чжэньхуа пришлось решать сложную тактическую задачу. Нарушителей было три, а ракеты четыре, к тому же все цели постоянно меняли курс. Наконец в 12:25 зенитчики получили от командования ПВО сообщение, что второй U-2 движется в их направлении. До этого момента РЛС 2-го батальона, чтобы не демаскировать себя, была выключена. На тайваньских разведчиках стоял детектор радиолокационного облучения. 

В 12:36 U-2 оказался на удалении 32,5 км. Зенитчики включили станцию наведения и через несколько секунд на удалении 32 км пустили 3 ракеты. Обломки разведчика нашли в 7 км к юго-востоку от города Чжэнчжоу. Летчик сидел мертвым в кабине — катапульта не сработала. Это был известный тайваньский ас Ли Наньпин, командир 4-й разведывательной эскадрильи 6-й авиагруппы. До этого он 12 раз на U-2 летал над территорией КНР.

Пока жив

U-2 использовались для разведки во время операций против Ирака и Югославии, в Афганистане... До сих пор на вооружении в ВВС США находятся 30 из 86 выпущенных самолетов. 

Чего только ни делали с U-2 за 65 лет службы! Прекращали производство и возобновляли его. Переименовывали в TR-1 и обратно. Забирали у разведки и передавали в ВВС. А уж сколько раз меняли разведывательную аппаратуру, и не сосчитать. Но вот пленочные камеры 70-х годов оставили. Специалисты говорят, их снимки легче расшифровывать. 

Тактико-технические данные U-2C:

  • размах крыла — 24,445 м;
  • длина — 15,165 м;
  • высота — 4,630 м;
  • площадь несущей поверхности — 55,74 м2;
  • масса собственная — 6290 кг;
  • масса стартовая, максимальная — 10870 кг Скорость максимальная — 730 км/час;
  • потолок — 23700 м;
  • дальность — 7640 км.
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество