Примерное время чтения: 12 минут
2568

Ударить по бездорожью. Как в XVIII в. избавились от «двух бед России»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Поехали! Владимир Путин и Сергей Собянин открыли движение по МЦД-3 23/08/2023
Часть Вышневолоцкой водной системы (1898 г.)
Часть Вышневолоцкой водной системы (1898 г.) / Картографическое заведение А. Ильина / Public Domain

Президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить доклад о финансировании инвестпрограммы РЖД на 2024 год. Ответственным по проработке вопросов финансирования назначен премьер-министр Михаил Мишустин.

Ещё в конце 2020 г. премьер-министр, рассказывая о параметрах финансового плана и инвестиционных программ РЖД, отметил, что основной целью станет повышение транспортной связности страны: «Увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн тонн к 2024 году и обеспечить рост транзитных контейнерных перевозок в четыре раза. И, конечно, сократить время доставки грузов с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней».

Имя рек

Вопрос транспортной связности можно без преувеличения назвать одним из самых главных в отечественной истории. В конце концов, само Русское государство возникло как глобальный проект по контролю и эксплуатации важнейших трансконтинентальных торговых путей. О «Пути из Варяг в Греки», который связывал север и юг, всем нам известно со школьной скамьи. Но была ещё одна артерия, менее известная, однако не уступающая в важности и прибыльности — «Великий Волжский Путь». Он же «Путь из Варяг в Хазары», осуществлявший транзит с запада на восток, от Балтики к Каспийскому морю и далее в страны Арабского Халифата.

Иногда Россию выделяют в особый тип цивилизаций — потамический, от греческого слова «потамос», то есть река. Испокон веков и до появления коммерчески успешных железных дорог именно вокруг рек как уникальной системы транспортных коммуникаций строилось Русское государство. Другое дело, что периодически эту систему требовалось корректировать, подгоняя под возраставшие государственные потребности.

Пётр I перетаскивает фрегаты из Белого моря в Онежское озеро (Государева дорога, 1702). Художник Василий Суриков.
Пётр I перетаскивает фрегаты из Белого моря в Онежское озеро (Государева дорога, 1702). Художник Василий Суриков

Один из главных рывков в этом направлении был предпринят 320 лет назад, в январе-феврале 1703 года. До основания Санкт-Петербурга, которому суждено будет стать новой столицей, оставалось ещё добрых полгода. Но Пётр I заранее озаботился снабжением города, который существовал пока только в его проектах. Место, где предполагалось «прорубить окно в Европу», отчаянно нуждалось в людях, хлебе, железе и дереве. А поскольку шла Северная война со Швецией — ещё в оружии и порохе. Всё это можно было доставить только из внутренних областей страны.

Великий Волжский путь, доставшийся Петру в наследство от державы Рюриковичей, в XVIII в. был вполне себе функционален. По нему из Балтики к Волге и её притокам ходили ещё викинги, чему доказательством шпангоуты от скандинавской ладьи, найденные при раскопках в Ростове Великом — длина этого судна рубежа X-XI вв. превышала 18 м. Про эту конкретную ладью Пётр I, разумеется, знать не мог. Но о пути, конечно, знал.

Знал также и то, что на нём есть серьёзное препятствие — перемычка между реками Тверца и Цна, где на водоразделе между бассейнами Каспийского и Балтийского морей давно существовал город с характерным именем Вышний Волочек. Для товарооборота X века это было ещё терпимо — ладьи и небольшие баржи перетаскивали волоком по суше. Для объёмов XVIII столетия, тем более когда предполагалось снабжать город и войско, уже не годилось никуда.

Иностранные «спецы»

По обычаю раннепетровского времени «перекопные работы близ Вышневолоцкого яма» были поручены иностранцам — голландским мастерам-шлюзовикам Дерку и Гендрику фан Амстелям и «канальных дел мастеру» Адриану Гоутеру. Куратором назначили князя Матвея Гагарина — феерического казнокрада, которого сам же Пётр позже велит повесить. Но это будет потом. Пока же голландские мастера, что называется, показали «высший класс». В первый год на строительство было согнано 6,5 тысячи человек. В последующие годы — ещё более 10 тысяч. Канал прорыли достаточно быстро, в 1705 г. поставили на реке Цна шлюз, но ничего путного не вышло. Расчёты голландцев оказались ошибочными, и Цна во время половодья попросту обошла шлюз стороной. Систему «допиливали» до 1709 г. И вроде бы добились своего — было открыто судоходство.

Но шло оно с горем пополам. Так, в 1711-1712 гг. по Вышневолоцкой системе прошло всего 40 судов, построенных в Казани. Они целое лето 1711 г. тащились по Волге и Тверце. Осенью достигли р. Мсты, но из-за недостатка воды остались на зимовку.

Это никуда не годилось. Ситуацию надо было спасать. В качестве кризис-менеджера был призван специалист высшей категории — итальянский инженер-полковник Антонио Жиролямо Вестри. С 1715 по 1718 г. он ведёт работы по реконструкции и усовершенствованию системы, выстроенной голландцами. Работы идут ни шатко ни валко. После проектирования, занявшего полтора года, Вестри испрашивает и получает «отпуск с сохраненьем жалованья» и полгода «поправляет здоровье» на родине. Результат этих работ, куда было вбухано невероятное количество казённых денег, все увидели в 1718 г., когда из-за полной остановки Вышневолоцкой системы «воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте». Голландский резидент, барон Якоб де Би сообщал в Амстердам: «Говядина в Петербурге продаётся по 7 и даже 8 копеек фунт — и дурного качества». А ведь в волжских городах Ярославле и Твери фунт говядины стоил тогда от 1 до 2 копеек...

«От народа мунгальского»

За всем этим голландско-итальянским безобразием с 1703 г. наблюдал человек, которому будет суждено быстро и качественно решить проблему, повисшую на плечах царя Петра I тяжёлым бременем. Звали этого человека Михаил Сердюков. Звание — «купец новогородский».

Тут муза истории, госпожа Клио, демонстрирует отменное чувство юмора. И по званию, и по имени этот человек кажется природным русским. Но в том-то весь и фокус, что русским он стал. При рождении же он получил от отца Имегена имя Бароно и принадлежал «к народу мунгальскому, родился на реке Селенге, в местечке, по той реке называемом Селенге». Вышневолоцкий писатель и краевед Евгений Ступкин, занимавшийся историей Михаила Сердюкова, установил: «Место его рождения находится в Южном Забайкалье, на территории современной Бурятии. Сердюков монгол в той же мере, как и подавляющее большинство нынешних бурят».

В 1691 году в возрасте 13 лет Бароно Имегенов, сын табунщика и по совместительству седельного мастера, попадает в плен. Откуда его очень скоро выкупает «торговый человек» Иван Сердюков. Вывозит мальчика в Енисейск, крестит с именем Михаила и делает своим помощником. К 1700 г. «мунгалёнок» уже вполне русский — состоятельный приказчик Михаил Иванович Сердюков, после смерти своего прежнего патрона нанявшийся к московскому купцу Матвею Евреинову.

Согласно одной из версий, именно у Евреинова состоялась встреча царя Петра и Михаила Сердюкова. Звучит правдоподобно — в конце концов, приказчиком у Евреинова в год пленения Сердюкова служил Пётр Шафиров, ставший одним из виднейших дипломатов и «птенцом гнезда Петрова». И как раз Евреинов налаживает своего подопечного в новгородские земли, где тот становится свидетелем неудачного долгостроя государственной важности.

Своим иждивением

Свидетелем Сердюков был в течение долгих 16 лет. Всё это время он присматривается к работам голландцев и итальянцев. Что-то прикидывает, высчитывает и в конце концов отваживается на ход, который изменит его жизнь. А также жизнь Петербурга и всей страны. В 1719 г. царю Петру отправляется письмо с приложенным проектом, где Сердюков обещает: «Всяким судам Тверцою и Цною свободный ход будет, и государству польза в том будет немалая». Но это не всё. Сердюков берётся реконструировать и ввести в действие всю Вышневолоцкую водную систему «своим иждивением», то есть за свой счёт. Причём с любопытным уточнением: «И ежели сделаю, тогда Ваше Величество о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю, убытков своих возвращать не желаю».

Это был невероятный подарок царю. Ознакомившись с проектом, Пётр понял, что наконец-то за дело взялся настоящий инженер и мастер, пусть и самоучка. К тому же бессребреник. В том же 1719 г. 26 июля издаётся именной Указ: «Повелено новгородцу Михаиле Сердюкову: для свободного судам ходу при Вышнем Волочке в каналах и в реках Цне и Тверце пересыпные места вычистить, и обветшалые обрубы, а также и деревянные слюзы починить, и где пристойно и вновь построить».

А теперь сравним. Голландцы и итальянцы колупались в Вышнем Волочке 15 лет, потратив прорву казённых денег и напрасно погубив тысячи русских «работных людей». Русский бурят, самоучка, устраивает так, что уже в навигацию 1720 г. к Петербургу приходят из центральных губерний не жалкие 40, а 1335 барок. В навигацию 1722 г., когда работы были уже доведены до конца, столица Российской империи получила через Вышневолоцкую систему уже 2339 судов с «провиантом и товарами». И это было только начало.

Остатки шлюзов на Вишерском канале в Новгородской области.
Остатки шлюзов на Вишерском канале в Новгородской области. Фото: Commons.wikimedia.org/ Дар Ветер

На протяжении ближайших 150 лет Вышневолоцкая водная система была основным транспортным узлом, обеспечивающим связность столицы империи с внутренними областями. Её ценность резко упала только с вводом в строй железной дороги, связавшей Рыбинск и Бологое. Но даже сейчас она продолжает работать — до 10% потребностей Москвы в питьевой воде обеспечивает именно эта система.

На наше счастье, царь-плотник не обращал внимания на происхождение дельных людей. Еврейский юноша Пётр Шафиров стал русским дипломатом. Эфиопский невольник Абрам Ганнибал — русским генералом и предком Пушкина. А выходец «из рода мунгальского» Бароно Имегенов — русским инженером-самородком Михаилом Сердюковым, подарившим России уникальную транспортную систему.

Памятный знак на камне. Плотина заводская, Вышний Волочёк
Памятный знак на камне. Плотина заводская, Вышний Волочёк. Фото: Commons.wikimedia.org/ Вадим круп
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах