Примерное время чтения: 8 минут
11156

Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов. Ленин» творил историю

Танк «Рено-Русский» «Борец За Свободу тов. Ленин». Одна из фотографий, посланных в подарок Л. Д. Троцкому. 1920 год.
Танк «Рено-Русский» «Борец За Свободу тов. Ленин». Одна из фотографий, посланных в подарок Л. Д. Троцкому. 1920 год. Commons.wikimedia.org

Военная премьера

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.

Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооружённых гусеничных боевых машинах.

В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.

Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение. Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко, вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.

Сделано во Франции

В 1916 году Россия приняла решение о заказе во Франции средних танков Schneider CA1 в количестве 390 штук. Затем этот заказ был аннулирован и заменён на лёгкие танки Renault FT-17 в том же количестве.

Реализовать эти планы не позволила революция. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе Гражданской войны, когда Белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и французские Renault FT-17.

Танки Renault FT-17 в количестве 20 штук были выгружены в Одессе в декабре 1918 года. Назвать их боевое применение удачным нельзя — уже в марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы в ходе боя четыре из них достались в качестве трофеев красным.

Получив в распоряжение трофейные танки, в Красной армии решили включить их в состав вновь созданного Броневого дивизиона особого назначения.

Применение танков красноармейцами оказалось также не очень удачным — вскоре два из них снова были захвачены наступавшими белогвардейцами.

И у белых, и у красных главной проблемой, связанной с танками, была острая нехватка специалистов для новой техники. Кроме того, не была выработана и эффективная тактика их применения.

Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок для вождя

Однако захват частями Красной Армии Renault FT-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения. Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ленину. Затем там же оказался и ещё один трофейный танк, поскольку первая машина являлась некомплектной.

1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.

Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства. Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.

С энтузиазмом, но без документации

Речь не шла о проектировании новой машины — в условиях Гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.

На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.

Когда в конце сентября 1919 года Renault FT-17 прибыл на завод, оптимизма у рабочих и инженеров поубавилось. Танк оказался некомплектным, не хватало многих важных частей, включая коробку передач, полностью отсутствовала документация.

Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные  узлы и агрегаты взамен недостающих.

Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.

Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года
Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Фото: Commons.wikimedia.org

От «Троцкого» до «Муромца»

Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.

Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово». Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО — двигатели.

31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех.  Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин».

Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным. Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.

Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и незакреплённое, но устойчивое название «Рено-Русский».

Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Рено-Русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.

Смелые планы по сдаче всей серии Красной Армии к концу 1920 года оказались слишком оптимистичными. На деле «Борец за Свободу тов. Ленин» прибыл в Москву в ноябре 1920 года и тогда же успешно прошёл испытания.  Что касается всей серии, то работа над ней была завершена к началу лета 1921 года.

Танки РККА на параде. Впереди идёт трофейный Renault FT-17, позади слева Рено-Русский с пушечно-пулемётным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года
Танки РККА на параде. Впереди идёт трофейный Renault FT-17, позади слева — «Рено-Русский» с пушечно-пулемётным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Миролюбивый первопроходец

«Рено-Русский» оказался одной из самых «миролюбивых» моделей в истории отечественного танкостроения. Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения Гражданской и советско-польской войн. В итоге новые машины не принимали участия в боевых действиях.

Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

Если «Рено-Русский» был выпущен в количестве 15 экземпляров, то во Франции было построено 1500 танков в пушечном варианте, и 2100 — в пулемётном.

Первые отечественные танки стояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, когда они стали выводиться на базы хранения. К 1938 году все танки серии были разобраны. Копия танка, созданная много лет спустя, в мае 1980 года была установлена в качестве памятника в Горьком, на площади возле проходной завода «Красное Сормово».

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам. А первому, как известно, всегда труднее.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах