aif.ru counter
2355

Самолет для камикадзе и «Козлики». Что делали культовые автобренды в войну

Знаменитые бренды, которые у нас сейчас ассоциируются исключительно с автомобилями, во время Второй мировой войны выпускали истребители, танки, двигатели — и не всегда для хороших ребят.

Большие подъемные краны на верфи Mitsubishi в Нагасаки, период Мэйдзи.
Большие подъемные краны на верфи Mitsubishi в Нагасаки, период Мэйдзи. © / Commons.wikimedia.org

Mitsubishi — для танкистов и камикадзе

Один из старейших промышленных гигантов Японии — компания Mitsubishi, была основана в 1870 году представителем самурайского клана Тоса — Ятаро Ивасаки. Сначала он взялся за крупнотоннажные перевозки по морю, а затем принялся за тяжелое машиностроение. К 1930 году при участии государственного капитала под руководством семьи Ивасаки уже была промышленная империя, одной из ветвей которой являлось автомобилестроение.

С началом войны в юго-восточной Азии в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая крупным поставщиком японской армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты. Знаменитый истребитель «Зеро», благодаря которому японский флот дошел до Австралии, изготавливался на мощностях Mitsubishi. Кроме того, из ворот предприятий выкатывались танки «Чи-Ха» и «Чи-ну».

Истребитель «Zero» «Mitsubishi» A6M.
Истребитель «Zero» «Mitsubishi» A6M. Фото: Commons.wikimedia.org

После подписания капитуляции Япония пережила серьезные преобразования. Семья Ивасаки утратила контроль над Mitsubishi, а монополия была разделена в 1946 году на 44 независимые компании. Одна из фирм занялась в 1950 году производством автомобилей. Другие же подразделения Mitsubishi Heavy Industries до сих пор заняты в рамках ВПК.

General Motors — смерть для «Ямато»

Еще одна крупная корпорация тоже трудилась за океаном, и ее продукция была хорошо известна в нашей стране. С началом войны американцы переоборудовали автомобильные конвейеры General Motors под выпуск авиационной техники.

В 1942 году на воду сходят небольшие эскадренные авианосцы для прикрытия боевых кораблей США в действиях против Японии. На плечи General Motors выпала честь создавать для них истребители Wildcat XF4F-8. Это был облегченный вариант, разработанный фирмой Grumman для тактических действий на море. Он имел 9-цилиндровый двигатель «Райт» R-1820-56 мощностью 1350 лс.

GM стал собирать торпедоносец TBF Avenger, то есть самый удачный одномоторный бомбардировщик на Тихом океане. Самолеты TBF Avenger потопили три десятка подводных лодок, сотни транспортов, несколько эсминцев, а также японский линейный крейсер «Хиэй» и суперлинкоры «Мусаси» и «Ямато». На торпедоносцах TBF Avenger летал Джордж Буш-старший и был сбит над островом Титидзима.

Помимо прочего, GM производил на своих заводах двигатели для самолетов дружественных фирм, которые массово поставлялись в СССР.

Cadillac — самолеты для советских асов

Фирма Cadillac, входящая в GM, удостоилась чести выпускать моторы Allison V12. Они устанавливались на прославленные Bell P-39 Airacobra. Это была любимая машина Александра Покрышкина.

Эти же моторы предназначались и для тяжелых истребителей P-38 «Lightning» фирмы Lockheed. Именно на таком летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери.

Cadillac выпускал и легкие танки M24 Chaffee. В СССР по лэнд-лизу они не поставлялись, зато нашли применение на Западном фронте во Франции. Машина себя хорошо зарекомендовала, благодаря чему еще почти 20 лет в различных модификациях прослужила в армии США. M24 Chaffee воевал в Корее и даже во Вьетнаме. А в движение его приводили два авиационных 5,7-литровых мотора V8, благодаря которым «Чаффи» разгонялся до 56 км/ч.

ГАЗ — танки как «Газели»

Легкие танки выпускал еще один автомобильный бренд, а именно ГАЗ. С началом войны горьковские конструктора разработали свою конструкцию легкой бронированной гусеничной машины Т-60. С началом его производства в Горьком началось проектирование новой модели Т70, которая встала на конвейер в апреле 1942 года. Этот танк выпускался почти полтора года, вплоть до битвы на Курской дуге. Осенью 1943 года на его основе в производство на ГАЗе была запущена легкая самоходно-артиллерийская установка СУ-76.

Кроме того, в 1943 году были освоены бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним армейский «козлик» ГАЗ-67.

Всего за годы войны на ГАЗе было собрано 12 тысяч танков и 9 тысяч самоходных артиллерийских установок.

BMW — двигатели для истребителей

По другую сторону фронта тоже работали прославленные компании. Концерн BMW родился на излете Первой мировой войны путем слияния нескольких авиационных заводов. В 1928 году баварцы начинают производить автомобили, не оставляя при этом авиационные технологии. Немцы строят лицензионные заводы в СССР в Филях и в Рыбинске, где начинается производство авиационной техники.

В 1938 году BMW создает моторы для транспортного Junkers J 52 и берет курс на моторы воздушного охлаждения. В 1939 году BMW получает заказ на разработку реактивного двигателя для двухмоторного истребителя Messerschmitt Мe2б2, который в 1943 году поднимается в небо.

Но самым известным достижением BMW во время войны считается мотор BMW 801. Он был разработан для Fw 190А-1, воевавших на Восточном фронте. Именно их советские летчики прозвали «фоккерами».

Под конец войны мотор воздушного охлаждения BMW 801 прошел множество доработок и развивал мощность в 1 600 лс.

Mercedes — двигатели себе и на экспорт

Но гораздо больших успехов во Второй мировой войне добился концерн Daimler-Benz, известный ныне по бренду Mercedes. Его инженеры изготавливали передовой V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения для Messerschmitt Bf.109.

Силовой агрегат Daimler-Benz DB 601 объемом 34 литра в начале войны развивал мощность в 1000 лс, а к концу войны после множества усовершенствований выдавал 2600 лс. Этот мотор шел не только на истребители, но и на бомбардировщики и даже танки. Он считался самым надежным и массовым в авиации.

Моторы Daimler-Benz DB 601 попали в Японию и изготавливались по лицензии для торпедоносцев Aichi M6A Seiran, а также для палубного пикировщика Yokosuka D4Y Suisei.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ