Примерное время чтения: 7 минут
519

Русская Аляска: американские эскимосы - наши братья по духу?

Отец Макарий устраивал службы по всему маршруту по просьбе эскимосов.
Отец Макарий устраивал службы по всему маршруту по просьбе эскимосов. Из личного архива

Что же вышло из продажи Аляски? Ушла ли с «последнего рубежа» и «земли полуночного солнца» (американские названия Аляски. - Ред.) русская культура вместе с нашими поселенцами? Помнят ли там о нас? Ответы на эти вопросы искал в 49-м по счёту штате США российский полярный путешественник и эколог Михаил Малахов. Недавно он вместе со специалистами - историками, географами и геологами при поддержке Русского географического общества прошёл по маршрутам экспедиций первопроходца этих мест, морского офицера, жителя Рязани Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. по поручению Российского правительства исследовал внутренние районы Аляски.

Нажмите для увеличения

В 2009-2011 гг. команда Малахова обследовала более 30 эскимосских и индейских поселений в бассейне реки Юкон - там, где некогда были фактории и форты Российско-американской компании. Вернувшись, он рассказал о своих впечатлениях «АиФ».

Православные аборигены

- Путешествие по Русской Аляске началось для нас в столице штата Анкоридже. Впереди более 1500 км маршрута, подъём против течения рек и несколько сухопутных переносов байдарок, в том числе через горные хребты.

«Русская Америка» даёт о себе знать на всём пути. В самолёте, летящем в Анкоридж из Миннеаполиса, много людей пожилых, но бодрых и активных. По журналам, которые они листали, их одежде, оживлённым беседам было видно, что эти люди собрались на рыбалку. Разговорились с моим соседом по креслу. Дэн из Нового Орлеана, летит на Аляску уже в 15-й (!) раз. Его сестра живёт там в посёлке с характерным названием Soldatnya (Солдатня). Я объяснил Дэну, что это русское слово и что оно означает. Он, к своему удивлению, этого не знал, но рассказал: мол, место расположено недалеко от Анкориджа, и он любит там бывать, поскольку рыбы там немерено и клёв отличный.

Анкоридж: столица - она и на Аляске столица. Фото из архива экспедиции

Пилот объявляет, что мы летим над побережьем Аляски, открытой русскими в XVIII в. Как говорится, мелочь, но приятно. А в первый же день нашего пребывания в Анкоридже на обложке газеты «Анкоридж дейли ньюс» публикуется фотография российского учебного парусного фрегата «Паллада», в 2011 г. совершившего плавание через Тихий океан к здешним берегам. И подпись: «Путешествие «Паллады» посвящено 270-летию открытия Аляски второй экспедицией Витуса Беринга». Заметка небольшая, но опять же к месту.

Во время одной из пробежек на утренней зарядке мы побывали в памятном месте - на мысе Воронцова, названном в честь министра царского правитель­ства. А затем вылетели в посёлок Диллингхэм на побережье Берингова моря - исходную точку, откуда началось проникновение русских вглубь Аляски. В Диллингхэме уже знали, что «русские идут», и подготовились к встрече с хлебом-солью. Мы планировали, что заночуем в деревне и утром отправимся дальше. Как бы не так! На следующий день пришлось идти на встречу с местными школьниками, участвовать в совместной службе в православном храме и других мероприятиях, устроенных в нашу честь.

Оказалось, что в церквушках, разбросанных по Юкону, молятся преимущественно эскимосы и индейцы. Специально для этого они разучивают псалмы на старославянском языке. Через эти песнопения в их речь входят многие русские слова. Аборигены, даже неосознанно, их запоминают... Помню, уже в конце путешествия мы зашли в церковь в деревне Рашн Мишн (то есть Русская Миссия). Она была и остаётся центром православия на Аляске. В храме - алтарь, иконы Богородицы и русских святых, батюшка-эскимос, который ведёт службу. А в совсем глухой деревушке Портедж-Крик на реке Нушагак местные жители подарили нам отслужившую свой срок поминальную книжку. На её страницах записи «за здравие» и «за упокой», сделанные от руки на русском языке. Половина имён тоже русские: Наталья, Василий, Агафья, Илья, Вера, Любовь. И тут же - Мерилин, Бен… На последней странице данные издателя: «Русско-американская типография, Нью-Йорк, 2002 год. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Всея Америки и Канады Платона».

Фото из архива экспедиции

Старожилы объясняют: русские имена тут носят даже вожди местных племён. Однажды мы отправились на старое русское кладбище вместе с женщиной-вождём по имени Мэри Питер (Мария Петрова) и нашли там могилу её прямого предка. Об этом свидетельствовала вросшая в землю надгробная плита с надписью на кириллице.

Почему эта вера прижилась у эскимосов? Ведь на Аляске были миссионеры и других религий. Мы видели среди аборигенов и протестантов, и католиков, и адвентистов седьмого дня. Но православных там абсолютное большинство. Причина в том, что вера, пришедшая из далёкой России, соответствует менталитету жителей Аляски. Тяжёлая жизнь, в которой лишений всегда больше, чем радости, борьба за существование в суровом краю, взаимопомощь, выживание сообща, принцип «все люди - братья», который проявляется не на словах, а в деле, - всё это очень похоже на быт русских общин. И племена тут для Америки своеобразные - что-то среднее между рыболовецкой коммуной и охотничьей артелью. Везде удобства цивилизации: супермаркеты, мобильная связь, в домах - кофе­машины, кухни оборудованы посудомойками, словом - американские стандарты. Но, в отличие от белых, эскимосы с индейцами до сих пор запросто ходят друг к другу в гости - так принято. Приезжие с юга американцы для них и сегодня не «свои» . Вот они и почуяли в нас что-то родное…

Хлеб-соль на Юконе

Помогло, что в нашей экспедиции участвовал православный священник отец Макарий из Калужской епархии. По просьбам эскимосов он устраивал службы в церквях по всему маршруту. Однажды к нему обратился молодой человек 23 лет по имени Оскар и сказал, что следующим летом собирается поступать в московскую семинарию. В устье Бристольского залива мы посетили место, где стоял первый русский форт на территории Аляски. Сейчас там 12-метровый крест на месте первой православной церкви, сгоревшей всего 20 лет назад. Когда-то рядом с ней была могила основателя этой деревни Фёдора Калмакова.

Фото из архива экспедиции

Из Диллингхэма мы отправились по пути, которым на деревянных лодках и каяках из шкур сплавлялись русские первопроходцы. И сразу почувствовали к себе уважение аборигенов... Жители деревни Колиганек встретили нас очень необычно: выстроились «всем миром» (человек 70) на высоком берегу. Мы причалили и подошли к ним. Но никто из эскимосов, смотревших на нас с интересом, ни произносил ни слова… Какое-то время мы молча наблюдали друг за другом. Потом вперёд с речью выступил местный священник отец Иван - тоже эскимос. А затем мы по очереди поздоровались за руку с каждым из собравшихся…

Эскимосы забросили нас на моторках к знаменитому водопаду Смерти и Нушагакским озёрам, впервые исследованным русским штурманом Иваном Васильевым. На его берегах до сих пор есть загадка: по легенде, русские поселенцы, столбившие территорию, закопали там огромную металлическую плиту с надписью «Земля российского владения». Этот знак до сих пор не найден...

Продолжение в ближайших номерах.

Из «АиФ. Без границ» № 16, 2012 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах