aif.ru counter
21.09.2015 17:03
29865

«Просто добавь воды!» 10 вещей, без которых нельзя представить эпоху 1990-х

Вслед за модой на воспоминания об эпохе 1980-х, которой посвящаются телесериалы и популярные музыкальные фестивали, ретро-ностальгия добралась и до «лихих 90-х».

Споры об этом крайне неоднозначном периоде в жизни страны набирают обороты. Из музыкального небытия возвращаются популярные исполнители того времени, в Интернете модными становятся флешмобы, связанные с 1990-ми годами.

Каждый исторический период характеризуется не только событиями и деятелями, но и вещами, которые становятся символами эпохи.

АиФ.ru вспомнил 10 вещей, без которых нельзя себе представить «лихие 90-е».

Малиновый пиджак

В 1992 году на «Неделе высокой моды» в Париже была представлена новая коллекция мужской одежды Versace, в которой, в частности, присутствовало сочетание классических серых брюк и ярко-красных пиджаков.

В СССР в течение долгих лет существовал жёсткий дресс-код, согласно которому нормой признавались мужские костюмы строгих расцветок, в первую очередь белые или чёрные.

После развала СССР граждане из числа первых отечественных миллионеров стремились во всём подражать западным веяниям, в том числе в одежде. Неудивительно, что малиновые пиджаки очень быстро стали модными среди обеспеченных россиян начала 1990-х.

Разумеется, далеко не всегда это были реальные костюмы модных брендов — те, кто имел соответствующие амбиции, но не имел возможностей, обзаводились малиновыми пиджаками китайского производства.

Уже к середине 1990-х малиновые пиджаки начали выходить из моды у элиты, оставшись уделом представителей криминалитета средней руки. В итоге малиновый пиджак остался в русском фольклоре как неизменный атрибут «нового русского» вместе с золотой цепью, «мобилой» и «распальцовкой».

Окончательно малиновые пиджаки вышли из моды после дефолта 1998 года.

Ваучер

Под «ваучером» в России в 1990-х годах в первую очередь понимался приватизационный чек, в 1992 году выпущенный в ходе программы передачи государственной и муниципальной собственности в частные руки.

Каждый гражданин России получил ваучер номиналом в 10 000 рублей, с помощью которого он мог приобрести долю собственности в одном из предприятий.

Председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший процессом приватизации госсобственности, в 1993 году заявлял, что один ваучер по своей стоимости равен двум автомобилям «Волга».

Для большинства населения России, не имевшего даже минимальных экономических знаний, необходимых для жизни в условиях капитализма, ваучер остался странной бумажкой, символом некоего мошенничества, сопоставимым с популярной в начале 1990-х игрой в «напёрстки».

Часть граждан продала ваучеры за наличные, которые обесценились из-за гиперинфляции. Другие попытались стать собственниками предприятий, однако их приватизационные чеки сгинули в различных сомнительных фондах, расплодившихся как грибы после дождя.

В результате ваучерная приватизация в России превратила в собственников не весь российский народ, а лишь узкую группу лиц и создала Анатолию Чубайсу чрезвычайно дурную репутацию в стране.

Ваучер, как малиновый пиджак, стал героем анекдотов и даже на какое-то время популярной в стране кошачьей кличкой.

Акции «МММ»

В 1989 году в Москве открылся кооператив «МММ», занимавшийся продажами компьютеров и комплектующих к ним.

1 февраля 1994 года «МММ» стала продавать свои акции номиналом в 1000 рублей. Начиная с 7 февраля, компания начала публиковать котировки своих акций в СМИ. Стоимость акций компании Сергея Мавроди неизменно росла. На телевидении появились рекламные ролики из жизни Лёни Голубкова, повествующие о том, как простой работяга, ставший «не халявщиком, а партнёром», невероятно разбогател на купле-продаже акций.

Для рекламы своей компании «МММ» проводила резонансные публичные акции, например, оплачивая бесплатный проезд в метро для всех жителей и гостей Москвы на один день.

Помимо акций АО «МММ», появились и билеты «МММ», напоминающие деньги, с изображением на них главы компании Сергея Мавроди.

Россияне, не задаваясь вопросами о причинах экономического успеха «МММ», стали тратить все свои сбережения на приобретение чудесных акций. К концу 1994 года акции АО «МММ» находились на руках примерно 10–15 миллионов человек. Стоимость одной акции возросла за полгода в 127 раз.

Выплаты денег прекратились 27 июля 1994 года, а 29 июля Мавроди объявил о снижении цены на акции до исходной 1000 рублей, пообещав при этом, что она вновь начнёт расти.

Так миллионы обманутых российских вкладчиков впервые познакомились с понятием «финансовая пирамида».

Проект «МММ» оказался удивительно живуч. Сегодня управу на очередную его реинкарнацию не могут найти власти Индии и ЮАР, где местные «Лёни Голубковы» боготворят Мавроди так же искренне, как и россияне в 1990-х.

«Не халявщик, а партнёр». История финансовой пирамиды «МММ»

Спирт «Рояль»

Вторая половина 1980-х в СССР была отмечена жёсткой антиалкогольной кампанией, следствием которой стал дефицит спиртных напитков.

В 1992 году Россия открыла свои границы для практически любых продуктов питания и алкоголя, в результате чего полки магазинов и коммерческих киосков оказались завалены товарами сомнительного качества, но с красивыми этикетками.

Хитом алкогольных продаж стал голландский спирт Royal, который особо ценился любителями выпить за крайне низкую стоимость.

Расхожими стали выражения «ударим по клавишам» или «сыграем на рояле», означавшие предложения выпить.

Обратной стороной дешевизны было сомнительное качество продукта и, как следствие, массовые случаи отравления, в том числе с самым печальным исходом.

Продавцы «Рояля» утверждали, что все случаи отравления происходят не в результате употребления голландского спирта, а исключительно из-за его кустарных подделок.

Во второй половине 1990-х государство добралось до анархичного рынка алкогольной продукции и принялось наводить там порядок. Спирт «Рояль» вместе со своими «побратимами» после этого исчез с полок российских магазинов.

Спирт «Royal». Фото: Кадр youtube.com

«Инвайт»

В числе продуктов, хлынувших на российский рынок в 1990-х, были и растворимые напитки. При разведении содержимого маленького пакетика на два литра воды образовывалась сладкая субстания для питья, заменявшая сок или газировку.

Существовало несколько разновидностей подобной пищевой химии, но «Инвайт» прославился больше всего благодаря телевизионной рекламе со слоганом «Просто добавь воды!».

«Инвайт» также был популярен среди любителей алкогольной эстетики, разводивших сухой напиток спиртом «Рояль» и получавших уникальный по своим химическим качествам продукт.

Через увлечение «Инвайтом» прошло детство целого поколения россиян.

Как и в случае с алкоголем, потеря популярности сухих сладких напитков произошла с ужесточением контроля государства за продовольствием. В России стали входить в моду натуральные соки, а сухие напитки вместе со спиртом «Рояль» ушли в историю.

Инвайт. Фото: Кадр youtube.com

Лосины

Одним из самых распространённых предметов модной женской одежды в России в 1990-х стали лосины — изделия чулочно-носочной группы, которые можно носить с платьем или юбкой. Среди россиянок в 1990-х была широко распространена мода на ношение лосин в комплекте с мужской рубашкой.

Модницам «лихих 90-х» было невдомёк, что изначально лосины являлись чисто мужским атрибутом одежды и представляли из себя парадные брюки из кожи лося. В частности, лосины носили русские гусары.

Лосины в начале 1990-х в России отличались пестротой расцветок и неизменно низким качеством. Особенно модницы гонялись за лосинами желтой и зелёной расцветки.

Последние были даже воспеты в одном из хитов эпохи: «Твои зелёные лосины во мне самом родят лося!».

Лосины. Фото: Shutterstock.com

Пейджер

Первый в мире приёмник персонального вызова, позволяющий звонком со стационарного телефона через специальную компанию послать текстовое сообщение абоненту, был выпущен ещё в 1950-х годах. К 1970-м годам пейджеры на Западе стали совершенно обычным явлением, в то время как в СССР подобного рода связи использовалась лишь спецслужбами.

В открытый оборот пейджеры в России попали в 1990-х и превратились в новый атрибут успешных и обеспеченных людей. Лишь в конце 1990-х пейджеры стали доступны большинству россиян, однако всего спустя пару лет пейджинговая связь стала стремительно вытесняться благодаря уменьшению стоимости и увеличению возможностей мобильных телефонов.

Пейджер. Фото: wikipedia.org/ CC-BY-SA 3.0/Kevster

Жвачки с вкладышами

В Советском Союзе жевательная резинка не имела широкого распространения. Производившаяся в СССР продукция подобного рода не отличалась ярким внешним оформлением и разнообразием вкусов.

Из-за «железного занавеса» в Страну Советов проникала западная жевательная резинка, привозимая советскими гражданами, бывавшими в командировках, либо иностранными туристами, приезжавшими в СССР.

После распада Советского Союза жевательные резинки в изобилии появились на прилавках. Особо ценились жвачки с вкладышами — картинками, на которых изображался некий комикс, фотография автомобиля или мудрое изречение.

Девочек более всего привлекала серия Love is, каждый вкладыш которой содержал новый вариант ответа на вопрос, что такое любовь. Мальчишки с ума сходили от вкладышей Turbo c изображением иностранных автомобилей и мотоциклов. Не исключено, что сегодняшние 40-летние российские мужчины ездят на машинах именно тех марок, которые им более всего нравились в детстве на вкладышах от жевательной резинки.

Игра на вкладыши входила в число самых популярных азартных игр среди школьников первой половины 1990-х.

Вкладыш из жвачки Love is. Фото: Кадр youtube.com

«Денди»

Азарт к компьютерным играм дети и взрослые советской эпохи удовлетворяли либо в стационарных залах игровых автоматов, либо, позднее, в только появившихся компьютерных клубах.

В 1992 году революцию произвело появление игровой приставки «Денди», которая позволяла играть в компьютерные игры, подключившись к домашнему телевизору.

8-битная игровая приставка, собиравшаяся на Тайване из китайских комплектующих, была распространена на территории России и постсоветского пространства и была неофициальным аппаратным клоном консоли третьего поколения, выпускаемой фирмой Nintendo.

Впрочем, о Nintendo в России в первой половине 1990-х мало кто знал. Заветной мечтой детей была приставка «Денди», картриджи к которой в изобилии продавались в коммерческих киосках.

Приключения водопроводчика Марио, компьютерный футбол и хоккей, «Танчики» — всё это пришло в жизнь российских детей и взрослых вместе с появлением приставки «Денди».

Поначалу цена приставки была весьма существенной и обладание ей было признаком обеспеченности семьи. Порой поиграть в «Денди» собирались целые компании, которые вполне могли провести за игрой по несколько суток.

Спустя несколько лет игровые приставки стали более совершенными и доступными, но для тех, чьё детство и отрочество пришлось на начало 1990-х, «Денди» навсегда осталась первой любовью, которая не забывается.

Приставка «Денди». Фото: Commons.wikimedia.org

Двухкассетный магнитофон

В позднем СССР среди зарубежных товаров особым спросом пользовались аудио- и видеомагнитофоны. Отечественные аналоги производились в недостаточном количестве и были низкого качества.

Цена зарубежной техники была чрезвычайно высокой, и позволить её себе могли лишь немногие.

В начале 1990-х первые российские «челноки» наладили ввоз в страну аудио-и видеомагнитофонов производства Китая, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии.

С продукцией лучших японских фирм эти товары не могли соперничать по качеству, зато выигрывали благодаря более низкой цене.

Главным «писком моды» стали двухкассетные магнитофоны. Их преимущество заключалось в том, что понравившуюся кассету друга можно было переписать себе без дополнительной аппаратуры и лишних затрат. Для страны, в которой музыка в тот период тиражировалась преимущественно пиратским способом, двухкассетники были идеальным вариантом.

Молодые люди начала 1990-х, стремясь привлечь внимание девушек, выходили на прогулку с двухкассетниками на плече. Проблемой было то, что батареек, от которых работала подобная аппаратура, не хватало надолго. В связи с этим существовал целый набор хитростей вроде прослушивания музыки при тихом звуке, постукивания батареек друг об друга и перематывания кассет при помощи авторучки или карандаша.

Двухкассетный магнитофон. Фото: Shutterstock.com
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество