Примерное время чтения: 6 минут
1245

Поведал о том, что видел. Летопись Нестора как пиар-проект XII столетия

Преподобный Нестор Летописец, Печерский. Фрагмент иконы.
Преподобный Нестор Летописец, Печерский. Фрагмент иконы. Public Domain

«Повесть временных лет» не столько летопись, сколько документальная проза, блистательно и аргументированно вписавшая Русь и русских в семью просвещённых европейских народов на равных правах.

9 ноября православная церковь отмечает память преподобного Нестора Летописца — монаха Киево-Печерской лавры, автора «Повести временных лет», самого раннего дошедшего до нас летописного свода.

Из каких-то загадочных соображений на Украине лет двадцать назад решили, что для популяризации украинского языка лучшей фигуры, чем Нестор, им не найти. А потому учредили 9 ноября соответствующий праздник День украинской письменности и культуры. Особенно трогательно выглядит момент, когда украинские деятели, многие из которых не скрывают своего презрения и ненависти ко всему русскому, возлагают цветы к памятнику Нестору. Тому самому летописцу, главный труд которого начинается словами: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…» Вообще в этом его труде не было, нет и быть не может ничего украинского. Максимум что ещё можно кое-как притянуть за уши, так это упоминание Нестора о нравах и обычаях некоторых степных народов: «Ядущи всю нечистоту и хомякы, и суслы». Тут всплывает в памяти экзотическое, но вполне реальное блюдо чумаков стародавних украинских торговцев солью под названием «кулеш байбачный». То есть пшённая каша, заправленная мясом тех самых «нечистых» грызунов. Пожалуй, на этом закончатся все связи Нестора Летописца с Украиной.

Другое дело, что его вообще-то напрасно называют летописцем. Нет, летописанием, то есть хроникой фиксацией того, что случилось в тот или иной год,  он, конечно же, занимался. Но «Повесть временных лет» это ни разу не хроника. Это первое русское историческое произведение в жанре документальной прозы. А одновременно и одно из первых русских литературных произведений вообще.

Энциклопедии дают этому специфическому жанру такое определение: «Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев и документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. В документальной прозе широко используется публицистический стиль».

Словом, конструкция выходит такая: факты  интерпретация  оценка. Если подойти к «Повести временных лет» с этой точки зрения, то выйдет, что Нестор создал образцовое произведение. Которое ко всему прочему ещё и просто увлекательно читать оно в нужной мере разбавлено легендами, прямой речью, лёгкими ненавязчивыми нравоучениями, а иной раз и просто анекдотами.

Учитывая, что такое крупное и сложноорганизованное произведение появляется в стране, которая обзавелась письменностью всего лишь несколько поколений назад, старт русской литературы получается прямо-таки космическим. А фигура самого Нестора вырастает до масштаба как минимум Пушкина, Карамзина или Толстого. Пожалуй, даже и превосходит их и по отдельности, и вместе взятых. До этой планки не дотягивает даже киевский митрополит Иларион со своим публицистическим, полемическим, огненным «Словом о законе и благодати», которое было создано где-то за полвека до «Повести».

Здесь очень важна мотивация труда. А в случае Нестора она представляется попросту высочайшей. Дело даже не в деньгах и уж тем более не в указаниях властей. Ближе прочего мотивацию Нестора может объяснить цитата из фильма «Белое солнце пустыни»: «Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно».

Русь XII века а именно тогда Нестор создавал свою «Повесть» справедливо называли «Золотой». Она была одним из самых богатых и сильных государств Европы и соперничала с «центром Вселенной» Восточной Римской Империей. С русскими князьями считали за честь породниться короли и императоры. И всё же был один неприятный момент.

По части паблисити Русь серьёзно уступала другим державам. Например, в той же Франции, куда уехала Анна, дочь князя Ярослава Мудрого, сохранялась преемственность «книжного учения и премудрости» ещё со времён Рима. И этим там справедливо гордились. Равно как и своим крещением, что состоялось в VI столетии. Русь же приняла крещение, можно сказать, вчера. И выглядела на этом фоне довольно бледно.

Вчерашние язычники, почти варвары вот чем была Русь в глазах Европы и Византии. Главный византийский идеолог, патриарх Фотий, дал в IX столетии такую характеристику Руси: «Народ, доселе не бравшийся в расчёт, народ безвестный, неприметный, но ставший значительным. Низменный и беспомощный но взошедший на вершину блеска и богатства. Народ варварский, имеющий дерзость оружием и оттого чрезмерно возгордившийся…»

Нестор берётся за свой труд и внятно, хорошим языком, с блестящей аргументацией доказывает и своим, и чужим, что Русь ничуть не хуже других. И ее население уж точно не может считаться «безвестным» или «неприметным» народом.

С самых первых абзацев он проявляет впечатляющую эрудицию и такт, грамотно помещая Русь и русских в общемировой контекст от «Острова Британия» на крайнем Западе до Индонезии на крайнем Востоке. Да-да, именно Индонезии. Русский автор прекрасно осведомлён, что это такое и где это находится, называет тамошние архипелаги забавным словом «Островницы».

Точно так же русские помещены в достойный исторический контекст. Как и все прочие европейцы, славяне и русские происходят от сына Ноя, Иафета: «Ему же достались северные страны и западные, где сидят русские, чудь и всякие другие народы, потомство Иафета также варяги, шведы, норманны, готы, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, венецианцы, генуэзцы и прочие…»

А заканчивается вводная часть блистательным ходом Русь помещается ещё и в контекст общехристианской европейской цивилизации. Брат апостола Петра, апостол Андрей Первозванный, проповедуя в Причерноморье, направляется вверх по Днепру. И, сделав остановку, говорит ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, что видел… В Риме же, слышав об этом, удивлялись».

Короче говоря, грандиозный проект презентации Руси был осуществлён Нестором виртуозно. Настолько, что он под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых не только православной, но и Римско-католической церкви.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах