2932

Поезд из вокзальной стены. Как крушение в Париже стало сюжетом для кино

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Крушение поезда на вокзале Монпарнас.
Крушение поезда на вокзале Монпарнас. © / Public Domain

Железнодорожный состав на большой скорости влетает на вокзал. Пробивая перрон, он, к ужасу людей, продолжает свое движение, круша все на своем пути. Пробивая внешнюю стену вокзала, состав падает на головы случайных прохожих.

Самая зрелищная авария

В 2012 году фильм режиссера Мартина Скорсезе «Хранитель времени» был удостоен пяти премий «Оскар». В этой картине сцена крушения на вокзале с паровозом, пробивающим уличную стену, представлена как ночной кошмар главного героя.

Режиссеры не раз использовали в боевиках и фильмах-катастрофах подобный сценарий железнодорожного крушения. Локомотив, разрушающий стену и вылетающий на улицу оживленного города, шокирует и бьет по нервам зрителей. Но Скорсезе показал эту сцену максимально близкой к тому, что действительно произошло осенью 1895 года на вокзале в Париже.

56-й из Гранвиля

В конце XIX века французов уже было не удивить железнодорожным транспортом. Поезда прочно вошли в жизнь страны как один из самых развитых и удобных видов передвижения.

22 октября 1895 года с морского курорта Гранвиль в 8:45 утра отправился пассажирский поезд № 56. Ему предстояло преодолеть около 350 километров и прибыть на парижский вокзал Монпарнас. Машинистом паровоза № 721, тянувшего состав, был Гийом-Мари Пелерен, опытнейший железнодорожник, чей безупречный стаж работы приближался к 20 годам.

В состав входили 12 вагонов: три багажных, один почтовый и восемь пассажирских. Всего в тот день в Париж следовал 131 пассажир.

Ничем особенным данный рейс не выделялся. Единственное, что беспокоило машиниста Перелена, — небольшое опоздание, возникшее из-за того, что поезд немного задержался с отправлением из Гранвиля. 10-минутное отставание от графика задевало самолюбие Перелена, гордившегося тем, что всегда приводит составы в пункт назначения точно в срок. Поэтому на финальном участке перед Парижем он приказал кочегару «поддать жару».

Запоздалое торможение

Состав увеличил скорость, сокращая отставание по времени. При этом машинист то ли забыл, то ли не счел значимым то обстоятельство, что перед вокзалом дорога идет под уклон. За десять минут до прибытия, согласно инструкции, Перелен должен был снизить скорость, но не сделал этого.

Начальник поезда Альбер Мариэтт, поняв, что ситуация становится опасной, попытался применить экстренное торможение, однако неудачно — как потом выяснилось, Перелен, следуя полученным указаниям руководства, отключил предназначенные для экстренных случаев тормоза.

То, что он явно перестарался, машинист понял только за пару минут до прибытия на вокзал. Перелен применил вспомогательный и ручной тормоза, но на уклоне они уже не могли остановить разогнавшийся состав.

Стена кирпичная, часы вокзальные...

По меркам XXI века скорость, которую в разных источниках оценивают от 40 до 60 км в час, не выглядит устрашающей. Но в 1895 году ее вполне хватило для того, чтобы наделать бед.

В 16 часов по местному времени состав выбил путевой упор и ворвался на перрон. К счастью, в этот момент людей на нем было немного, и потерявший управление поезд не врезался в толпу.

Преодолев около 30 метров станции, он врезался в стену толщиной 60 см, выбил её и с высоты десяти метров рухнул на улицу Ренн. Люди, никак не ожидавшие вторжения паровоза в городскую жизнь, в страхе разбегались. Паровоз, уткнувшись носом в землю, буквально завис в воздухе. Вагоны с пассажирами остались на перроне, что и позволило избежать больших жертв.

Крушение поезда на вокзале Монпарнас.
Источник: Public Domain

«Она вязала, сидя в киоске»

Как ни удивительно, но ни в поезде, ни непосредственно на вокзале вообще никто не погиб. Паровозная бригада, два пассажира поезда и пожарный отделались ранениями. Единственной жертвой крушения стала Мари-Огюстин Агилар, продавщица газетного киоска, расположенного на привокзальной площади. В результате катастрофы на несчастную женщину обрушилась выбитая паровозом каменная кладка, убившая ее на месте.

Мари-Огюстин вообще не должно было быть в этот день в киоске. Она подменяла мужа, вынужденного отлучиться по важному делу. Безутешный вдовец рассказал репортерам: «Она умерла, погибла на месте. Она вязала, сидя в киоске. И вот я остался один с нашими двумя мальчиками».

Руководство железной дороги оплатило похороны погибшей, а также установило пенсию для сыновей Мари-Огюстин.

Источник: Public Domain

Два месяца тюрьмы и 50 франков штрафа

Пелерена и Мариэтта отдали под суд. Начальник поезда был оштрафован на 25 франков, а машинист был отправлен в тюрьму сроком на два месяца. Также ему пришлось выплатить 50 франков в пользу родственников погибшей женщины.

Вытащить паровоз не получалось в течение четырех дней, так что он успел превратиться в новую парижскую достопримечательность, на которую спешили посмотреть и местные жители, и иностранцы. Железнодорожные крушения в 1895 году были в диковинку, а такая, с вываливающимся на парижскую улицу поездом, и вовсе являлась уникальной. Журналисты спешили поделиться сенсационными фотографиями, которые вместе с газетами разлетались по всему свету. Со временем эта внешне хорошо узнаваемая авария стала источником вдохновения для творческих личностей. И, как показал фильм «Хранитель времени», остается таковым до сих пор.

Старый вокзал Монпарнас снесли в 1967 году, и на его месте теперь стоит новый современный комплекс. Однако события 125-летней давности и сейчас остаются одной из самых узнаваемых картинок из истории как вокзала Монпарнас, так и французских железных дорог в целом.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы