aif.ru counter
3218

Новостройки, иллюминация и ж/д кольцо. Какой была Москва сто лет назад?

Историк — о том, что представляла собой Москва в середине 1917 года.

Гостиница «Метрополь» в Москве. Построена в стиле модерн в 1906 году по проекту английского архитектора В. Валькотта.
Гостиница «Метрополь» в Москве. Построена в стиле модерн в 1906 году по проекту английского архитектора В. Валькотта. © / РИА Новости

Ряд историков считает, что сто лет назад, накануне революции, Москва была одним из самых современных европейских городов. Об этом можно было судить и по первой в Европе массовой высотной застройке, и по разветвлённой сети общественного транспорта и культурного ландшафта.  О развитии столицы к моменту слома эпох АиФ.ru рассказал историк Андрей Борисюк.

Новостройки с удобствами

— Дореволюционное развитие Москвы связано с эпохой Николая II, который правил империей 23 года. В это время Москва серьёзно расширяется. Так, население города растёт почти в два раза: с 988 тыс. до 1,8 млн жителей. В путеводителе по Москве за 1917 год читаем: «Быстрый рост населения создаёт огромный спрос на квартиры. Москва растёт в ширину и высоту и заметно сбрасывает свой древний облик».

Происходит первая в истории города массовая жилая высотная застройка. Ежегодно в Николаевский период в Москве возводится по три тысячи домов высотой от 5 до 10 этажей. Дома были оборудованы водопроводом, канализацией, телефонной связью. К слову, протяжённость водопроводных линий в Москве с 1893 по 1916 год выросла в 58 раз: с 10 до 580 вёрст.

А первая в истории Москвы канализационная система, включающая насосные станции и поля орошения в Люберцах, была запущена в 1898 году.  Поля орошения с самого начала оборудовались химическими и бактериологическими лабораториями.

На Арбатской площади в Москве. 1910 год. Фото из архива Музея истории Москвы.
На Арбатской площади в Москве. 1910 год. Фото из архива Музея истории Москвы. Фото: РИА Новости

Московских окон негасимый свет

В этот же период происходит создание централизованной объединённой городской электросети: в 1897, на первом этапе, запускается  крупнейшая московская электростанция МГЭС-1, а спустя 10 лет, в 1907 году, вводится в строй  МГЭС-2. В 1915 году московская энергосеть была связана линией высоковольтных передач с подмосковными районными станциями. На энергоснабжение почти двухмиллионного города начинают работать станции посёлка Электропередача, Глуховская станция, Павлово-Посадская станция и станция в Орехово-Зуево.

Создаётся масштабная телефонная сеть, прежде всего в тогдашних новостройках. Число абонентов в Москве увеличивается с 1894 по 1916 гг.  в 40 раз: с 1,5 тыс.  до 60,2 тыс. В 1903 году в Москве появились первые общественные переговорные пункты. В 1915 году в Москве было установлено уже 93 телефона общественного пользования. Их народное название — «Медный пятачок».

Первый телефонный аппарат, установленный в Москве Международной компанией Белла. Из коллекции московской городской телефонной станции. 1890 год.
Первый телефонный аппарат, установленный в Москве Международной компанией Белла. Из коллекции Московской городской телефонной станции. 1890 год. Фото: РИА Новости/ Александр Красавин

395 миллионов пассажиров

В городе начинают функционировать восемь из девяти и поныне действующих ж/д вокзалов:  Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Савёловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Все, кроме Ленинградского (Николаевского), возведённого ранее архитектором Тоном. По количеству вокзалов Москва была рекордсменом среди европейских городов.

Строились мосты, путепроводы, разъезды (Новоспасский, Бородинский мосты,  мосты МКЖД: Николаевский, Сергеевский, Алексеевский и Дорогомиловский).

Активно развивалась трамвайная сеть. Движение было открыто в 1899 году, а к 1913 году  длина московских трамвайных путей уже превысила 300 км.  Пассажиропоток в 1916 году составил 395,7 млн человек в год. В 1907 году в городе было запущено регулярное автобусное сообщение.

А годом позже, в 1908 г., заработала Московская кольцевая железная дорога. Именно она позволила расширить границы Москвы, так как снабдила территорию, по которой была проложена, надёжными коммуникациями. Граница Москвы 1917 года зафиксирована в границах именно этой дороги. Её закрыли для пассажирского движения в тридцатые годы и вновь открыли в 2016 году.

Грузовики, самолёты и аэродром

В городе появились новые современные промышленные предприятия. Так, в 1902 году начал работу автозавод «Дукс», освоивший выпуск автомобилей и мотоциклов. В 1916 году в Москве строится второй автозавод компании «РуссоБалт». В том же 1916 году основан знаменитый Московский автозавод ЗИЛ (тогда носивший название АМО), сразу же получивший госзаказ на выпуск 1,5 млн грузовиков. В 1916 году в Мытищах заложен государственный автозавод КЗВС, получивший госзаказ на 3 тысячи машин. Позже Мытищинский завод производил также грузовики марки ЗИС и ЗИЛ.

А завод «Дукс» в 1908 году осваивает авиастроение и становится одним из крупнейших в стране. Здесь трудится более 2 тысяч рабочих. В Москве также создаются заводы по производству авиадвигателей. В 1910 году на Ходынском поле строится Московский аэродром.

Во время Первой мировой войны только московские авиазаводы поставили фронту 1861 самолёт из 5607, построенных за её годы, то есть одну треть.

В начале XX века в Москве открываются десятки новых школ, библиотек, музеев. В том числе и ставший всемирно известным Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, который распахнул свои двери в 1912 году. Он и по сей день остаётся  одним из крупнейших музеев  мирового искусства. В том же 1912 году был открыт Музей постовой связи и Московского почтамта, Музей городского хозяйства Москвы, ставший сегодня объединением «Музеи Москвы».

Автомобильные мастерские братьев Рябушинских АМО в Тюфелевой роще. В 1916 году здесь началось строительство автомобильного завода ЗИЛ, вековые ели и сосны вырубались на топливо, а также для столбов уличного освещения, и уже к 30-м годам лес практически по
Автомобильные мастерские братьев Рябушинских АМО в Тюфелевой роще. В 1916 году здесь началось строительство автомобильного завода ЗИЛ, вековые ели и сосны вырубались на топливо, а также для столбов уличного освещения, и уже к тридцатым годам лес практически исчез. Фото: РИА Новости


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как долго в Москве продержится тепло?
  2. Что за сеть подземных ходов обнаружили на курильском острове Итуруп?
  3. Где в России самые высокие расходы на еду?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ