aif.ru counter
3218

Новостройки, иллюминация и ж/д кольцо. Какой была Москва сто лет назад?

Историк — о том, что представляла собой Москва в середине 1917 года.

Гостиница «Метрополь» в Москве. Построена в стиле модерн в 1906 году по проекту английского архитектора В. Валькотта.
Гостиница «Метрополь» в Москве. Построена в стиле модерн в 1906 году по проекту английского архитектора В. Валькотта. © / РИА Новости

Ряд историков считает, что сто лет назад, накануне революции, Москва была одним из самых современных европейских городов. Об этом можно было судить и по первой в Европе массовой высотной застройке, и по разветвлённой сети общественного транспорта и культурного ландшафта.  О развитии столицы к моменту слома эпох АиФ.ru рассказал историк Андрей Борисюк.

Новостройки с удобствами

— Дореволюционное развитие Москвы связано с эпохой Николая II, который правил империей 23 года. В это время Москва серьёзно расширяется. Так, население города растёт почти в два раза: с 988 тыс. до 1,8 млн жителей. В путеводителе по Москве за 1917 год читаем: «Быстрый рост населения создаёт огромный спрос на квартиры. Москва растёт в ширину и высоту и заметно сбрасывает свой древний облик».

Происходит первая в истории города массовая жилая высотная застройка. Ежегодно в Николаевский период в Москве возводится по три тысячи домов высотой от 5 до 10 этажей. Дома были оборудованы водопроводом, канализацией, телефонной связью. К слову, протяжённость водопроводных линий в Москве с 1893 по 1916 год выросла в 58 раз: с 10 до 580 вёрст.

А первая в истории Москвы канализационная система, включающая насосные станции и поля орошения в Люберцах, была запущена в 1898 году.  Поля орошения с самого начала оборудовались химическими и бактериологическими лабораториями.

На Арбатской площади в Москве. 1910 год. Фото из архива Музея истории Москвы.
На Арбатской площади в Москве. 1910 год. Фото из архива Музея истории Москвы. Фото: РИА Новости

Московских окон негасимый свет

В этот же период происходит создание централизованной объединённой городской электросети: в 1897, на первом этапе, запускается  крупнейшая московская электростанция МГЭС-1, а спустя 10 лет, в 1907 году, вводится в строй  МГЭС-2. В 1915 году московская энергосеть была связана линией высоковольтных передач с подмосковными районными станциями. На энергоснабжение почти двухмиллионного города начинают работать станции посёлка Электропередача, Глуховская станция, Павлово-Посадская станция и станция в Орехово-Зуево.

Создаётся масштабная телефонная сеть, прежде всего в тогдашних новостройках. Число абонентов в Москве увеличивается с 1894 по 1916 гг.  в 40 раз: с 1,5 тыс.  до 60,2 тыс. В 1903 году в Москве появились первые общественные переговорные пункты. В 1915 году в Москве было установлено уже 93 телефона общественного пользования. Их народное название — «Медный пятачок».

Первый телефонный аппарат, установленный в Москве Международной компанией Белла. Из коллекции московской городской телефонной станции. 1890 год.
Первый телефонный аппарат, установленный в Москве Международной компанией Белла. Из коллекции Московской городской телефонной станции. 1890 год. Фото: РИА Новости/ Александр Красавин

395 миллионов пассажиров

В городе начинают функционировать восемь из девяти и поныне действующих ж/д вокзалов:  Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Савёловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Все, кроме Ленинградского (Николаевского), возведённого ранее архитектором Тоном. По количеству вокзалов Москва была рекордсменом среди европейских городов.

Строились мосты, путепроводы, разъезды (Новоспасский, Бородинский мосты,  мосты МКЖД: Николаевский, Сергеевский, Алексеевский и Дорогомиловский).

Активно развивалась трамвайная сеть. Движение было открыто в 1899 году, а к 1913 году  длина московских трамвайных путей уже превысила 300 км.  Пассажиропоток в 1916 году составил 395,7 млн человек в год. В 1907 году в городе было запущено регулярное автобусное сообщение.

А годом позже, в 1908 г., заработала Московская кольцевая железная дорога. Именно она позволила расширить границы Москвы, так как снабдила территорию, по которой была проложена, надёжными коммуникациями. Граница Москвы 1917 года зафиксирована в границах именно этой дороги. Её закрыли для пассажирского движения в тридцатые годы и вновь открыли в 2016 году.

Грузовики, самолёты и аэродром

В городе появились новые современные промышленные предприятия. Так, в 1902 году начал работу автозавод «Дукс», освоивший выпуск автомобилей и мотоциклов. В 1916 году в Москве строится второй автозавод компании «РуссоБалт». В том же 1916 году основан знаменитый Московский автозавод ЗИЛ (тогда носивший название АМО), сразу же получивший госзаказ на выпуск 1,5 млн грузовиков. В 1916 году в Мытищах заложен государственный автозавод КЗВС, получивший госзаказ на 3 тысячи машин. Позже Мытищинский завод производил также грузовики марки ЗИС и ЗИЛ.

А завод «Дукс» в 1908 году осваивает авиастроение и становится одним из крупнейших в стране. Здесь трудится более 2 тысяч рабочих. В Москве также создаются заводы по производству авиадвигателей. В 1910 году на Ходынском поле строится Московский аэродром.

Во время Первой мировой войны только московские авиазаводы поставили фронту 1861 самолёт из 5607, построенных за её годы, то есть одну треть.

В начале XX века в Москве открываются десятки новых школ, библиотек, музеев. В том числе и ставший всемирно известным Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, который распахнул свои двери в 1912 году. Он и по сей день остаётся  одним из крупнейших музеев  мирового искусства. В том же 1912 году был открыт Музей постовой связи и Московского почтамта, Музей городского хозяйства Москвы, ставший сегодня объединением «Музеи Москвы».

Автомобильные мастерские братьев Рябушинских АМО в Тюфелевой роще. В 1916 году здесь началось строительство автомобильного завода ЗИЛ, вековые ели и сосны вырубались на топливо, а также для столбов уличного освещения, и уже к 30-м годам лес практически по
Автомобильные мастерские братьев Рябушинских АМО в Тюфелевой роще. В 1916 году здесь началось строительство автомобильного завода ЗИЛ, вековые ели и сосны вырубались на топливо, а также для столбов уличного освещения, и уже к тридцатым годам лес практически исчез. Фото: РИА Новости


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как стирать вещи, чтобы они не сели?
  2. Какие фильмы бесплатно покажут в Москве на «Ночи кино»?
  3. Что будет, если не оформлять СНИЛС?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ