Примерное время чтения: 9 минут
48087

Неистовый креститель Руси. Тайны жизни Владимира Красное солнышко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Кого в новом году поддержат рублём? 23/12/2015
Князь принял новую веру горячо, искренне, со всей страстностью своей незаурядной натуры. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора. В. М. Васнецов.
Князь принял новую веру горячо, искренне, со всей страстностью своей незаурядной натуры. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора. В. М. Васнецов. репродукция

При рождении он получил имя Владимир, при крещении — Василий, народные предания называют его Красным солнышком. В историю правитель россии вошёл как равноапостольный князь Владимир Святой.

Владимир родился между 960 и 962 гг. от незаконного союза рабыни и князя Святослава Игоревича. Малуша (так звали мать будущего князя) была сослана матерью возлюбленного — княгиней Ольгой — в её псковские владения. Там и родился мальчик, наречённый отцом Владимиром, что означает «великий в своей власти». 1000 лет назад речка Черёха была полноводной рекой. Юный княжич, играя у воды, был сбит с ног сильной волной и унесён течением. Однако, как гласит предание, чудесным образом мальчик зацепился рукой за камень. Сегодня, как и сотни лет назад, к этому камню съезжаются люди, жаждущие прикоснуться к святыне. Ведь она, как говорят, даёт силы и даже исполняет заветные желания.

Ход конём

Характер будущего великого князя во многом был сформирован его бабкой, грозной и власт­ной псковитянкой княгиней Ольгой. Задолго до рождения внука князь древлянского племени Мал с невероятной жестокостью казнил мужа Ольги — князя Игоря, привязав его за ноги к верхушкам согнутых деревьев. По верованиям славян, казнь давала право убийце жениться на вдове убитого. В качестве свадебного дара Ольга потребовала от жителей древлянской столицы Искоростеня по голубице от каждого двора. Дружинники привязали к ним горящие труты, и испуганные птицы полетели назад в свои гнёзда. Менее чем через час город сгорел дотла.

Летом 957 г. Ольга совершает очень опасное и изнурительное путешествие в Царьград. Но для византийского императора Константина Багрянородного переговоры с язычником, тем более с женщиной, — всего лишь дипломатический казус. Он не принимает её всерьёз. И Ольга просит императора Константина стать её крёстным отцом. Ольга проходит обряд крещения, а затем проводит очень плодотворные переговоры о сотрудничестве. Вернувшись домой, она неутомимо проповедует веру Христову. Так что восточное христианство вполне могло прийти на Русь с крещением Ольги. Но её сыну, князю Святославу Игоревичу, христианские ценности были чужды. Князь Святослав не имел шатра, спал под открытым небом, подложив под голову конское седло. В многочисленные походы не брал с собой продовольствия и питался сырым мясом, кониной — при желании он мог пообедать и собственным конём. Хронология его походов насчитывает всего 8 лет (с 964 по 972 г.). Его войско разбили печенеги, а из черепа самого князя сделали резную чашу с надписью: «Чужого ища, своё погубил».

В 969 г., когда великий князь находился в походе, стольный град русов осадили печенеги. На вече было принято решение сдать город. Единственным оружием, оставшимся у княгини и её внуков, была молитва. И чудо произошло. На противоположный берег Днепра пришла небольшая дружина воеводы Претича, но печенеги, приняв её за грозное войско Святослава, в страхе бежали. Однако до бесславной кончины Святослав успел поделить русские земли между своими малолетними сыновьями. Старшего, Ярополка, он посадил княжить в Киеве, среднего, Олега, — в древлянской земле, Владимиру достался Новгород. С гибелью отца вотчины юных правителей распадались на отдель­ные княжест­ва.

Пока Владимир мирно правил в Новгороде, его старшие братья ввязались в кровавую междоусобную войну. В 977 г. во время панического отступления своей дружины князь Олег трагически погибает, свалившись с моста в глубокий ров. По свидетельству летописей, Ярополк ужаснулся тому, что сотворил, и рыдал над телом Олега: «О люто мне, брате мой дорогой, лучше бы мне умереть, а тебе живу быть». Братоубий­ство было чудовищным делом даже для того сурового времени. Преступление брата давало Владимиру право на битву за главный престол — Киев­ский.

980 г. Для финальной битвы за власть настал идеальный момент. Киев хорошо укреплён и готов к длительной осаде. Но Владимир делает ставку не на мечи и стрелы, а на корыстолюбие. Владимир заявляет, что борется с Ярополком, а не с горо­жанами. И вскоре киевского князя сдаёт его же воевода по имени Блуд. Дружина Владимира поднимает его брата на мечи, а 18-летний Владимир становится правителем Руси.

Князь был страстным абсолютно во всём. Согласно «Повести временных лет», у него было несколько жён и 800 наложниц в разных городах! Владимир мог бы остаться в истории этаким древнерусским Калигулой, но Бог, видя мощь его натуры, готовил князя к иной миссии.

Князю, чтобы объединить земли русские, был нужен новый бог. Владимир приступает к детальному изучению религиозных систем государств, окружавших древнюю Русь. Отправляет своих послов и в христианский Царьград, где они стали свидетелями пышной литургии в главном храме Второго Рима, соборе Святой Софии. Отчёт послов донесла до нас «Повесть временных лет»: «Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмёт потом горького».

Выбор сделан. Но Владимир хочет вместе с новой верой обрести статус, равный правителям Византийской империи. Он хочет жениться на родной сестре императора Василия II. Это требование неслыханно. Анна Византийская — порфиро­родная дочь василевса и по законам империи не может вступить в брак с варваром, ведь тогда тот автоматически становится претендентом на императорский престол.

Греческого бога Владимир собирался получить в качестве трофея, но князю было уготовано обрести его сердцем. С Владимиром происходит чудо. Подобно апостолу Павлу, князь слепнет. Ещё вчера великий и могущественный, сегодня он ничтожен и беспомощен.

Как прозреть

Царевна Анна, узнав о случившемся, обращается к князю со словами: «Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее». Крещение сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш­ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели. Единственной законной супругой Владимира теперь стала царевна Анна, остальной гарем награждён и распущен. Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги. А главным качеством, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие. Мирное крещение Руси и сегодня, 1000 лет спустя, удивляет и восхищает историков. Крещение Руси было совершено не силой, но убеждением. Сначала за Владимиром потянулись элита, бояре, дружина, а затем и народ. Постепенно княжеские храмы заполнялись прихожанами. И через 1000 лет святой князь Владимир пребывает с нами, чтобы напоминать о сохранении отечества земного как порога отечества небесного.

Мнение церкви

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— В год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира мы обращаемся к наследию, которое он нам оставил. Очевидно, что основной и самый ценный для нас смысл наследия равноапостольного князя — смысл религиозный: это принятая народом Руси вера Христова. Наследие любого человека — а тем более такого выдающегося, как святой Владимир — это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию. Видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в пользу Восточной церкви.

В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной независимости. Византия и Русь взаимодейст­вовали как равный с равным, и это было важнейшим условием крещения. Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждёт всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах