aif.ru counter
Писали, что средняя зарплата министра в России отличается от средней по стране раз в 15. Разрыв между простыми работниками и директорами крупных компаний — десятки раз. А как было в СССР?

Директор Музея Победы: «За молодые умы приходится бороться»

Все материалы сюжета Великая Отечественная война

Что такое 22 июня, в нашей стране знает каждый. День памяти и скорби. День начала Великой Отечественной. Дата, которая наряду с Днём Победы ежегодно заостряет наше внимание на теме войны.

Александр Школьник.
Александр Школьник. © / Евгения Новоженина / РИА Новости

А ещё это повод задуматься и задать себе вопросы. Всё ли хорошо с нашей памятью? Сможем ли мы передать её детям? Как её не растерять и защитить в мире, который чуть ли не каждый день оглушает нас новыми проблемами? Об этом «АиФ» побеседовал с директором Центрального музея Великой Отечественной войны Александром Школьником.

Музей – «точка сборки»

Константин Кудряшов, «АиФ»: Александр Яковлевич, существуют ли в мире музеи, похожие на Музей Победы? 

Александр Школьник: Музеев и мемориалов, посвящённых Второй мировой войне, в мире немало. Но Музей Победы в своём роде уникальный. Он был задуман как крупнейший мемориальный комплекс. Однако за рамки музея-мемориала, призванного просто хранить память, вышел довольно далеко. Сейчас это мощный выставочный центр с собственными фондами, с активной выставочной деятельностью. Одновременно это ещё и центр образовательный, культурно-просветительский. Более того – музей стал центром притяжения патриотических движений, да и вообще всех, кто неравнодушен к истории. Так что вряд ли в мире можно найти что-то подобное – можете мне поверить, я знаю, о чём говорю. С нашими зарубежными коллегами у нас идёт постоянный обмен уникальными экспонатами. Например, в начале июня в музее открылась выставка «Второй фронт», где помимо коллекции из наших фондов представлены раритеты из Музея военной авиации им. Шеннолта из Луизианы, США, и Национального музея военной истории из Люксембурга.

Акция «Свеча памяти» в честь погибших в Великой Отечественной войне в Парке Победы.
Акция «Свеча памяти» в честь погибших в Великой Отечественной войне в Парке Победы. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

– А что наши музеи? Была же идея объединить все музеи соответствующей тематики в России.

– Если вы о проекте «Территория Победы», который мы запустили два года назад, то он развивается, и довольно интенсивно. Идея создать единое музейное пространство по военной истории XX в. увлекла многих. Причём обратите внимание – мы не делаем разницы между «главными» и «второстепенными» музеями. В проекте участвуют и региональные, и муниципальные, и школьные, и частные музеи – сегодня их уже более 170 по всей стране. Мы постоянно проводим там выставки из наших фондов, онлайн-семинары, совместные акции, флешмобы в соцсетях. 

Дети в «живой истории»

– Вы упомянули школьные музеи, и вот что стало интересно. К вам на Поклонную гору часто приходят школьные экскурсии – в рамках урока, например. А бывает так, что дети просто приходят с родителями, бабушками и дедушками?

– В прошлом году к нам пришёл почти миллион посетителей, 60% из них – школьники. И это совсем не обязательно экскурсии. Именно то, что к нам всё больше приходят целыми семьями, я считаю серьёзным достижением музея за последнее время. Например, только за один день – 9 мая – музей принял 150 тысяч человек. Большая часть из них – как раз семьи.

Мы сознательно ориентируемся в первую очередь на детей и подростков. И это не ­какие-то скучные уроки и лекции. Это, если хотите, приближение к «живой» исторической реальности. Потому что те знания, впечатления и эмоции, которые получают у нас школьники, нель­зя получить из Интернета или учебников. Скажем, у нас можно примерить форму красноармейца, оказаться во фронтовой землянке, своими руками собрать и разобрать ружьё, испытать себя на «Партизанской тропе», пройти «Курс молодого бойца» и даже залезть на танк или зенитку. Кстати, мы стараемся сделать так, чтобы ребята не ограничивались разовым посещением. У нас работает детский клуб «Лето Побед», где они проводят целый день – квесты, игры, встречи с интересными людьми… Могу точно сказать, что детям у нас нравится. Многие, побывав здесь прошлым летом, в этом году опять вернулись.

– Не раз приходилось слышать, что с патриотической темой у нас перегибают. С одной стороны, её, мол, слишком много, с другой – иногда она бывает… скажем так – излишне креативной.

– Я бы не сказал, что креатив­ный подход может здесь как-то помешать. В нём нет ничего плохого – наоборот, он может помочь сделать историю и память живой. Другой вопрос – то, что называют креативом, часто сопровождается отсутствием вкуса, отсутствием уважения к традициям и к старшему поколению.

Если же говорить о перегибах в патриотическом воспитании, я бы назвал их скорее проблемами. Это формализм, недостаточность новых идей, современных технологий. За молодые умы нам приходится сегодня, по сути, бороться. Конкурировать с голливудскими блокбастерами и компьютерными играми, которые несут в себе очень мощный пропагандистский заряд, внедряют штампы, направленные против нашей страны, её истории и ценностей. При этом они, как правило, подаются в очень качественном исполнении, с использованием технологий, которые не могут оставить равнодушными молодёжь.

Противопоставить западной пропаганде мы можем две вещи. Первое и самое главное – это историческая правда. Люди, особенно дети, безошибочно реагируют на неискренность. Прошлое нужно показывать честно, раскрывая как славные, так и горькие страницы. Это как в семье, где знание проблем и недостатков не уменьшает любовь к своему дому и уважение к предкам.

И второе – это современность и привлекательность подачи. Иначе говоря, правда должна увлекать, вызывать эмоцию, сопереживание и, как следствие, гордость у подрастающего поколения за нашу историю. История Великой Отечественной войны настолько грандиозная и захватывающая сама по себе, что тут не надо ничего приукрашивать, она просто не может оставить никого равнодушным.

И здесь ситуация, на мой взгляд, меняется в лучшую сторону. За последний год, например, о войне вышло несколько блестящих отечественных фильмов, которые имели большой зрительский успех.

Хотим мы или нет, нам придётся постоянно возвращаться к этой теме. Интерес ко Второй мировой войне растёт во всём мире, и нам, нашим детям очень важно понимать огромную роль нашей страны, нашего народа в победе над фашизмом. Без знания и понимания собственной истории мы окажемся безоружными перед новыми вызовами.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто победил на «Танковом биатлоне 2019»?
  2. Что стало причиной столкновения автобуса со стеной магазина в Перми?
  3. Привлекут ли к ответственности родителей пропавшего в омском лесу мальчика?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ