Носовая аппарель парома «Эстония», погибшего 29 лет тому назад, поднята исследователями со дна Балтийского моря. Специалисты рассчитывают, что это позволит пролить свет на причины одного из крупнейших морских крушений современности.
«Работы увенчались успехом на 120 процентов»
«Операция прошла хорошо, сегодня ровно в три часа по эстонскому времени удалось поднять аппарель парома „Эстония“. И при этом можно сказать, что морские работы действительно увенчались успехом, на целых 120 процентов. Мы смогли сделать больше, чем планировали. Аппарель очень важна для успешного проведения расследования в Эстонии», — заявил порталу ERR руководитель Центра расследований безопасности Эстонии Мярт Отс.
Аппарель будет доставлена в порт Палдиски Южный. Также группа исследователей, в которую входят представители Эстонии и Швеции, взяли пробы пород на дне, а также провели съемку автомобильной палубы погибшего парома. В качестве наблюдателей в составе экспедиции присутствовали представители выживших пассажиров парома.
Катастрофа
Паром «Эстония» был построен в 1979 году на западногерманской судоверфи Meyer Werft в городе Папенбурге по заказу финской компании Viking Line. Судно, получившее имя Viking Sally, курсировало на линии Турку — Мариехамн — Стокгольм. Судно сменило несколько владельцев и балтийских маршрутов, пока в январе 1993 года его не приобрело совместное шведско-эстонское предприятие «Эстлайн» для осуществления паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом. После этого паром и получил свое последнее имя — «Эстония».
27 сентября 1994 года в 19:15 по местному времени из Таллинского порта вышел паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа. Паром совершал к тому времени уже ставший привычным рейс из Таллина в Стокгольм.
В 1:30 ночи «Эстония» передала краткий сигнал бедствия, вскоре после чего исчезла с радаров. Подошедшие на помощь корабли, а также вертолеты с финскими и шведскими военными и спасателями избавили от гибели 137 человек. 95 пассажиров и членов экипажа были официально опознаны как погибшие. 757 человек объявили пропавшими без вести.
Официальная версия: недостатки конструкции
Официальная следственная комиссия, составленная из экспертов Финляндии, Швеции и Эстонии, пришла к выводу, что «Эстонию» погубил носовой визор — надводная часть парома, которая поднимается для приема на борт судна автомашин и других грузов.
По мнению членов комиссии, на «Эстонии», построенной в 1979 году, технические требования к безопасности и надежности носового визора не соответствовали более современным требованиям. В условиях сильного шторма и при высокой скорости «Эстонии» ее визор не выдержал ударов встречных волн, что привело к его срыву. После этого штормовые волны стали захлестывать грузовой отсек. В течение нескольких минут это вызвало нарастающий крен на правый борт.
Такие выводы не устроили многих. Представители немецкой судоверфи настаивали, что надежность конструкции парома была высокой, и штормовые нагрузки никак не могли повлиять на прочность креплений аппарели.
Паром погубил секретный груз?
Альтернативной версией считалось нахождение на борту некоего груза, от которого экипаж решил избавиться непосредственно в море — например, большой партии наркотиков. Из-за этого носовой визор открыли во время шторма, что привело к попаданию большого количества воды и крушению «Эстонии».
Также говорили о том, что «Эстония» могла перевозить некий секретный военный груз — например, образцы советской военной техники, нелегально вывозившиеся на Запад. Это якобы могло стать поводом для диверсии в отношении парома. Правда, никаких подтверждений этому также до сих пор получено не было.
«Находка, которая меняет все»
В 2020 году вышел фильм «„Эстония“: находка, которая меняет все» шведского режиссера Хенрика Эвертссона. Он проводил съемки погибшего судна с помощью подводного робота и, по его утверждению, обнаружил повреждения, о которых ранее нигде не упоминалось.
Речь идет о большой вмятине и дыре высотой в четыре и шириной в 1,2 метра на боковой части парома. «Нельзя исключать, что это повреждение сыграло свою роль», — заявил изданию Aftonbladet эксперт в области морского дела Йорген Амдал. Эксперты, привлеченные авторами фильма, утверждают, что эта дыра не могла образоваться в результате взрыва. По их версии, повреждение могло возникнуть под воздействием внешней силы, очень большого объекта, который ударился о паром, пробил корпус и повредил стальные балки.
Новая теория Эвертссона стала толчком для очередного этапа исследовательских работ, итогом которых стал подъем носовой аппарели.
Полученные данные должны либо подтвердить ранее сделанные выводы, либо опровергнуть их, дав более четкое объяснение трагедии, случившейся 29 лет тому назад.