Примерное время чтения: 8 минут
3669

Императорский недострой: как сложилась судьба памятников династии Романовых

Сюжет Экскурсии по Москве
Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, украшенный к празднованию 300-летия дома Романовых 1913г.

Ровно 100 лет назад, в 1913 году, в России широко отмечалось 300-летие дома Романовых. В Москве, Костроме и Санкт-Петербурге к празднеству подошли серьезно, началось строительство памятных сооружений. Ни одно из них не было закончено в срок и не осталось в первоначальном виде. Петербургский храм в советской России стал молокозаводом, а костромской превратился в памятник Ленину. Установленный в Москве обелиск долгое время играл роль памятника революционерам и мыслителям, но несколько дней назад был демонтирован.

Фото: commons.wikimedia.org

Московский обелиск

Памятник революционерам и мыслителям в Александровском саду был демонтирован в ночь на 1 июля. Первыми исчезновение памятника отметили активисты общественного движения «Архнадзор», не обнаружившие никаких разъяснительных табличек и сообщившие о пропаже в сети. На поднявшееся негодование в социальной сети Facebook ответил представитель Управления делами президента (УДП) Виктор Хреков. По его сведениям, монумент был убран для проведения реконструкции. На свое место (под Среднюю Арсенальную башню) стела должна вернуться 4 ноября, а демонтаж связан с неудовлетворительным техническим состоянием монумента. «Совместно с министерством культуры, в чьей юрисдикции был памятник, и Музеями Кремля, на балансе которых он числился, создана специальная рабочая группа, которая подтвердила необходимость реставрации», – уточнил Хреков. Представитель УДП заверил, что в ближайшее время под стенами Кремля появится табличка с информацией о ходе работ.

Изменять содержание монумента пока не планируется, но по иронии демонтаж памятника произошел в год юбилея воцарения династии Романовых. Обелиск в Александровскому саду был возведен по проекту архитектора Сергея Власьева 10 июля 1914 года спустя год после празднования 300-летия дома династии Романовых. Строительство, оплаченное бюджетом Москвы, забуксовало из-за сомнений в целесообразности размещения памятника высказанное Академией художеств. Открытие монумента в Москве тогда было важным событием: празднования оказались довольно скромными, а императорская семья и вовсе не посетила мероприятие. Роль в истории стеле удалось сыграть лишь несколько лет спустя.

Первый пьедестал монумента украшал барельеф с изображением Георгия Победоносца и гербов российских губерний. На стеле были написаны имена царей и императоров Романовых – от Михаила Федоровича до Николая II. После революции судьбу статуи решил ленинский «план монументальной пропаганды»: скульптуру превратили в памятник социалистическим деятелям. В 1918 году на месте Георгия Победоносца появился лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а имена царей заменили на 19 социалистических философов, перечисленных не в хронологическом порядке. Узор и щиты гербов сохранились. В 1966 году расположенный у Троицкого моста монумент был перенесен в центральную часть сада, к гроту «Руины», расположенному под Средней Арсенальной башней. Дальнейшие перспективы стелы активно обсуждались с начала 1990-х годов. Одним из возможных вариантов было придание памятнику исторического вида.

Проект памятника 300-летия царствования Дома Романовых академика Адамсона

Костромская часовня

Открытие обелиска в Александровском саду едва ли можно было назвать важной составляющей празднования 100-летнего юбилея. Куда большие надежды в свое время возлагались на огромный императорский монумент в Костроме, на родине династии. Решение о его создании было принято весной 1903 года по инициативе городской думы. В своих записях глава Костромы Геннадий Ботников упомянул о желании разместить «величественный постамент» на берегу Волги, месте разрушенного кремля. Вблизи размещенного на территории костромского кремля Успенского собора в начале 1600-х располагался «осадный двор» (небольшое жилище для временного проживания) малолетнего Михаила Романова и его матери Ксении Шестовой, насильно постриженной в монахини под именем Марфы. А в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы 16-летний Михаил Романов был призван на царство, став основателем монаршей династии. Проект памятника утвердили только в начале 1912 года, взяв за основу выбранный по итогам архитектурного конкурса проект эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Презентованная в январском номере журнала «Искры» модель предусматривала создание 36-метрового пьедестала в виде часовни. На разных уровнях должны были расположиться 28 портретных скульптур представителей императорского дома, выдающих деятелей истории связанных с ним и аллегорическая скульптура России с умирающим у ее ног Иваном Сусаниным. Нижнюю часть памятника в проекте украшали барельефы, а на куполе «часовни» размещался двуглавый орел. Главным архитектором стал автор обелиска в Александровском саду Сергей Власьев.

Фото: russianlook.com

Монументальный памятник заложили 20 мая 1913 года – в день празднования 300-летия. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отодвинула срок сдачи работ. Революцию 1917 года в Костроме встретил лишь готовый постамент и 20 фигур, стоявших в ящиках неподалеку. «Стоял там и сам митрополит Филарет и выделялся среди других чугунных тёмных фигур своей церковной одеждой, а главным образом круглой золотой пупочкой на голове, на скуфье. Мы, ребята, лазили по этим фигурам на руки, на плечи и даже на головы», – писал в своих воспоминания житель Костромы и советский драматург Виктор Розов.

Стройку забросили до создания в мае 1918 году специальной комиссии по переустройству памятника дому Романовых в памятник свободы. Теперь создание скульптурной группы должна была отметить другое памятное событие – годовщину Октябрьской революции. Но работы так и не начались. О несостоявшемся памятнике вновь вспомнили в 1924 году после смерти Ленина. В 1925 бронзовые портреты представителей дома Романовых были переплавлены и пущены на бытовые нужды. На постаменте же 1 мая 1928 года появилось изображение Владимира Ленина с поднятой вверх правой рукой.

Нажмите для увеличения

Петербургский храм

Фото: commons.wikimedia.org

В срок не удалось закончить и заложенный в Санкт-Петербурге Собор Федоровской иконы Божьей Матери на Миргородской улице, также планированный к юбилею царской семьи. Идея создания храма для хранения иконы, которой в 1613 году был благословлен Михаил Романов, появилась в 1910 году. Сбором народных средств на проведение работ и выбором концепции будущей святыни заведовал великий князь Михаил Романов, младший брат Николая II. По итогам архитектурного конкурса за основу собора был взят проект Степана Кричинского, предполагающий постройку в неорусском стиле. Церемония официального заложения прошла в августе 1911 года, а к 14 января 1914 здание было полностью готово.

Приход храма действовал вплоть до 1932 года, когда президиум Леноблисполкома принял решение о размещении в здании мощностей предприятия «Союзмолоко». «Учитывая крайнюю нужду в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для «Союзмолоко», – уточняется в сохранившемся постановлении. Настоятеля храма Льва Егорова расстреляли, а само здание подверглось существенной переработке. В частности с Федоровского собора были снесены купала, а по бокам здания возникли пристройки и расположились цистерны. Здание было возвращено церковной епархии в 1993 году. С 2006 года в храме ведутся реставрационные работы, которые на сегодняшний день находятся в завершающей стадии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах