Примерное время чтения: 7 минут
13128

Гибель «Королевы побережья». История поезда, уничтоженного цунами

Крушение поезда у Сен-Мишель-де-Морьен.
Крушение поезда у Сен-Мишель-де-Морьен. Commons.wikimedia.org

Крупнейшая авария XX века произошла в 1917-м

В течение всего XX века железнодорожный транспорт модернизировался совершенствовался, стремясь к повышению комфорта и безопасности пассажиров.

Страны азиатского региона в этом отношении, конечно, отставали от Европы и Америки, но, казалось, самые чудовищные и кровавые крушения поездов остались в прошлом.

Самой страшной железнодорожной катастрофой XX века по числу жертв является гибель французского воинского эшелона № 612 в ночь с 12 на 13 декабря 1917 года близ французского селения Сен-Мишель-де-Морьен. Причиной этой катастрофы стали вовсе не козни врагов, а элементарные халатность и разгильдяйство железнодорожников.

Крушение у Сен-Мишель-де-Морьен унесло жизни около 700 французских солдат, ехавших в рождественские отпуска к своим семьям.

С наступлением XXI века казалось, что этой трагедии навсегда суждено остаться самой печальной страницей в истории железнодорожного транспорта.

Но человеку никогда не стоит забывать, что он, полагая себя царём природы, всё равно остаётся маленьким и беспомощным, когда на его родной планете Земля начинает бушевать стихия…

Самый живописный маршрут

Пассажирский поезд «Королева морского побережья», курсировавший между городами Вавуния и Матара, расположенными соответственно на севере и юге Шри-Ланки, пользовался большой популярностью как у местных жителей, так и у иностранных туристов. Для первых это был самый доступный и надёжный вид транспорта, позволяющий добраться в главные города острова, для вторых — роскошный туристический аттракцион.

Дело в том, что маршрут «Королевы побережья», известной также как «Экспресс 50», пролегал непосредственно по побережью острова, позволяя любоваться удивительными красотами Индийского океана и природы Шри-Ланки.

Значительную часть своего маршрута «Королева морского побережья» двигалась не более чем в 200 метрах от кромки воды.

26 декабря 2004 года вагоны «Королевы побережья» были заполнены до отказа — настолько, что к составу решено было даже подцепить более мощный локомотив. В тот день в поезде ехали туристы, проводившие на Шри-Ланке рождественские каникулы, и местные жители, следовавшие к родственникам, чтобы отметить буддийский праздник полной Луны.

По данным, которыми располагали железнодорожные службы, в столице Шри-Ланки городе Коломбо в поезде находилось 1500 пассажиров. Речь идёт исключительно о тех, кто имел билеты на поезд. Однако на самом деле людей было значительно больше. В Азии поездка на поезде «зайцем» не считается чем-то зазорным и необычным, поэтому после того, как экспресс покинул Коломбо, на последующих станциях в него сели несколько сотен безбилетников.

Первая волна

В 7 часов 30 минут по местному времени 26 декабря «Королева морского побережья» отправилась из Коломбо в сторону прибрежного города Галле.

В 9:20 поезд проследовал мимо деревни Кахава и, не проехав и пяти километров от неё, вынужден был остановиться из-за того, что машинист увидел красный сигнал семафора.

До Галле оставалось около 20 километров. Пассажиры недоумённо оглядывались, пытаясь понять, почему остановился поезд. Не знал о причине красного сигнала и машинист.

«Королева морского побережья» остановилась на открытой местности, неподалёку от деревни Пералия.

Всего через две с половиной минуты на поезд обрушились волны, высота которых составляла от 7 до 9 метров.

Для всех, кто находился в «Королеве побережья», это стало полной неожиданностью — о мощнейшем землетрясении близ острова Суматра, произошедшем за пару часов до этого, и тем более о надвигающемся цунами не знал никто.

Первый удар стихии поезд сумел выдержать — с рельсов сорвало только второй вагон, который при этом устоял в вертикальном положении. Остальные вагоны заполнились водой примерно на метр, однако поездной бригаде удалось справиться с паникой и помочь пассажирам сошедшего с рельсов вагона.

Уцелевшие в аду

К поезду сбегались местные жители, но не затем, чтобы помочь, а затем, чтобы попытаться спастись на поезде.

Между тем, железнодорожники решали, что делать дальше. Было принято решение сцепить оставшиеся вагоны, разместить в них пассажиров пострадавшего второго вагона, а также местных жителей, и попытаться увести состав в безопасное место.

Но времени на это у бригады и пассажиров «Королевы побережья» уже не оставалось. Через 15 минут на поезд обрушилась вторая, самая страшная волна цунами.

Семиметровая волна полностью разорвала состав. В начавшейся давке вагоны превратились в ловушку, стремительно заполняемую водой, вырваться из которой удалось лишь немногим. Поток воды унёс 30-тонные пассажирские вагоны по джунглям на расстояние в несколько сотен метров. Не устоял даже локомотив весом в 80 тонн. Два вагона вместе с теми, кто в них находился, были унесены в океан.

Израильтянин Дэнни Шахав, проживавший в Лондоне и приехавший на Шри-Ланку в качестве туриста, оказался в числе тех немногих пассажиров «Королевы побережья», которым удалось вырваться из смертельной ловушки.

Ему вместе с приятелем удалось выбраться из залитого водой вагона через окно буквально за мгновенье до того, как стихия перевернула поезд. Дэнни потом вспоминал о женщине с ребёнком, молившей о помощи, которую они пытались, но так и не смогли вытащить. Турист рассказывал, что среди погибших было очень много детей.

Одного 4-летнего мальчика родители успели вытолкнуть в верхний люк стремительно затапливаемого поезда, навсегда оставшись внутри вагона, ставшего для них братской могилой. Малыш не умел плавать, но его заметил и подхватил один из выживших железнодорожников, который и помог ребёнку выбраться в безопасное место.

Территория смерти

Историй чудесного спасения, однако, было куда меньше, чем трагических. Те из местных жителей, кто пережил цунами на крышах собственных домов и воочию наблюдал гибель поезда, рассказывали об одной из выживших пассажирок — полубезумной женщине, в отчаянии метавшейся по окрестностям. В поезде погибли трое её детей.

Первыми из представителей властей, кто добрался до места катастрофы, стали полицейские из соседнего района. Они пытались вручную разбирать завалы, чтобы вытащить хоть кого-нибудь, однако это было практически невозможным. С места катастрофы невозможно было связаться со столицей, поэтому в Коломбо о гибели «Королевы побережья» узнали только из сообщений вертолётчиков.

Шри-Ланка сильно пострадала от удара цунами, а район катастрофы поезда оказался одним из тех, куда спасатели и техника прибыли с большим опозданием. Отчасти это объяснялось и тем, что цунами разрушило практически все коммуникации — дороги, мосты, железнодорожное полотно. Первые тела погибших в ближайшую больницу стали доставлять сами местные жители, кто на чём мог. Таким образом удалось собрать около сотни тел.

Полномасштабные спасательные работы на месте катастрофы начались только через трое суток.

Журналисты, попавшие на место катастрофы, говорили, что оно напоминало им руины «башен-близнецов» в Нью-Йорке.

На братских могилах не ставят крестов…

Поиск выживших продолжался три дня и фактически был безрезультатным. Почти сразу начались похороны жертв, которых предавали земле в братских могилах. Тянуть было нельзя — в климате Шри-Ланки тела начинали стремительно разлагаться, и промедление грозило началом массовой эпидемии, которая могла бы ещё больше увеличить списки жертв. Буддистские монахи, выступившие в качестве основной «похоронной команды», говорили, что после завершения очередного захоронения они просто стояли молча над могилой, отдавая дань памяти погибшим, которые представляли различные религиозные конфессии.

Точное число погибших в этой катастрофе вряд ли будет когда-либо установлено достоверно. Спасателям удалось собрать на месте крушения более 800 тел, однако даже из этого числа опознать можно было лишь немногих. Кроме того, большое количество тел были унесены далеко от места катастрофы, а те, кто находился в двух вагонах, смытых в океан, теперь, по всей видимости, покоятся где-то на дне.

По оценкам представителей железнодорожного ведомства Шри-Ланки, в момент катастрофы в поезде могло находиться около 1900 человек, из которых удалось спастись всего 150.

Таким образом, крушение «Королевы морского побережья» унесло жизни более 1700 человек.

Каждый год 26 декабря, те, кто выжил, и те, кто потерял родных и близких, приезжают на побережье Индийского океана на то место, где стихия настигла «Королеву побережья».

Они вспоминают погибших и просят Бога о том, чтобы это кошмар больше не повторился — никогда и ни с кем…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах