1601

Врач в теле робота. Как медицинский «аватар» помогает лечить людей

Робот передвигается по палате, объезжая препятствия.
Робот передвигается по палате, объезжая препятствия. / Яна Хватова / АиФ

В отделении реанимации в одной из клиник МЧС России в Петербурге появился новый иностранный сотрудник по имени Виолетта. Она отлично справляется с самой разной работой: совершает обход больных, слушает сердце и лёгкие пациентов, проводит ультразвуковое исследование и многое другое. Такие сотрудники, как Виолетта, раньше не работали ни в одной больнице России, однако новичка быстро полюбили и врачи, и пациенты отделения. Имя «Виолетта» иностранке дали врачи клиники. Настоящее имя новой сотрудницы — RP-Vita, и она — робот.

Виолетта из Америки

Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России в Петербурге — первое медицинское учреждение в стране, где появился робот-врач для осмотра больных. Он помогает врачам в отделении реанимации. Благодаря такому роботу врач может провести полноценный осмотр пациента, находясь при этом в любой точке земного шара. В Америке, где был создан PR-VITA, подобные роботы являются редкостью, а в России роботов удалённого присутствия вообще можно пересчитать по пальцам. Они работают в клиниках Москвы, Петербурга, Казани, Красноярска, Якутии и Ямало-Ненецкого округа.

Во ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России трудятся трое роботов-врачей
Во ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России трудятся трое роботов-врачей. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В клинике МЧС в Петербурге трудятся сразу три робота. Один из них ездит с врачами скорой помощи, второй работает в операционной, а третьего, новичка, определили в отделение реанимации. Робот PR-VITA, иностранное название которого врачи отделения переделали в ласковое «Виолетта», перемещается от пациента к пациенту и в случае необходимости помогает врачу дистанционно производить осмотр больного. У робота есть туловище, колёсики вместо ног и монитор на месте головы. На этом мониторе отражается врач в режиме онлайн, при этом пациент видит и слышит врача. «Он называется медицинским роботом, но, по сути, это «аватар», — объясняет помощник директора по медицинским информационным технологиям Михаил Бахтин. — Устройство помогает врачу, где бы он ни находился, оказаться рядом с пациентом. Это не робот из фантастических романов. Это оболочка, через которую врач может общаться с пациентом, участвовать в его осмотре».

Врач видит пациентов и общается с ними
Врач видит пациентов и общается с ними. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Осмотр пациента роботом

Телемедицина становится необходима, когда врач и пациент находятся далеко друг от друга. При разговоре по телефону специалист не может видеть больного, а «Скайп» не обеспечивает высокое качество изображения. Робот же создаёт полный эффект присутствия врача перед пациентом. К роботу можно подключить любое оборудование, и врач может не только пообщаться с пациентом, но и комплексно проверить его состояние. Робот не способен передать лишь тактильные ощущения, но это далеко не всегда необходимо.

К роботу можно подключить любое оборудование
К роботу можно подключить любое оборудование. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Чтобы начать осмотр с помощью робота, врач должен со своего компьютера или ноутбука подключиться к системе. Через интерфейс на экране можно управлять роботом и ставить ему разные задачи. «Врач может управлять роботом, находясь при этом в любом месте, — рассказывает инженер по медицинскому оборудованию Алексей Диммель. — Никого не нужно просить поднять или передвинуть пациента. Надо просто выделить на мониторе участок, который необходимо увидеть, и возникнет картинка. Врач имеет все возможности удалённо. Большой плюс в том, что в этой клинике все три отделения реанимации находятся на одном этаже в круговом здании. Перемещение робота может проходить без участия персонала: надо лишь задать ему конечную точку. Робот оценивает обстановку и объезжает препятствия. Он не врежется в стену и не въедет в стол». При необходимости робот может даже перемещаться между этажами: он не умеет ходить по лестнице, зато способен заехать в лифт.

Иногда бывают ситуации, когда врач сталкивается с редкими патологиями и необходима консультация специалиста другого учреждения. С помощью робота врачи могут связаться с коллегами из профильной клиники и получить консультацию по лечению пациента. Врач может понаблюдать за больным в режиме онлайн и принять решение.

У Виолетты есть электронный стетоскоп
У Виолетты есть электронный стетоскоп. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«С роботом стало спокойней»

По словам врачей, робот существенно упрощает рабочий процесс. «Иногда мне в нерабочее время приходилось ездить из дома в клинику, к пациентам, — вспоминает заведующая отделением анестезиологии-реанимации № 2 Вера Горбань. — Информации по телефону недостаточно: ответы на 80% своих вопросов хочется увидеть. Все специалисты по-разному воспринимают состояние больного. Один считает его удовлетворительным, другой — тяжёлым. В нашей специальности я верю только тому, что вижу лично. Робот оказался очень полезен, он облегчает работу в психологическом отношении и экономит время. Мне стало спокойней. Утром в выходные, проснувшись, я подключаюсь к роботу и смотрю больных и, если всё в порядке, занимаюсь своими делами. С помощью робота можно решить много вопросов, связанных с больными».

Вера Горбань подключается к роботу через свой ноутбук
Вера Горбань подключается к роботу через свой ноутбук. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Врачи клиники всегда проводят консилиум у постели больного. Чтобы подключить к процессу врача, которого на данный момент нет в больнице, не нужно трогать пациента и перетаскивать его в кинозал для видеоконференции. Робот сам подъедет к постели любого пациента. «Однажды Вера Ивановна (Вера Горбань — прим. авт.) находилась в служебной командировке в одной из стран, — рассказывает Михаил Бахтин. — Она каждый день участвовала в обходах пациентов. Пациенты лечились врачами отделения, но у них всегда была возможность получить бесценный опыт заведующей, которой не было рядом, но при этом она всё равно присутствовала через робота».

На мониторе пациент видит врача
На мониторе пациент видит врача. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Пациенты привыкли к роботу

К роботу благосклонно относятся не только врачи, но и пациенты отделения реанимации. По словам врачей, больные быстро понимают пользу робота и привыкают к нему. «У нас есть пациенты, которые находятся в клинике по несколько месяцев, есть даже пациент, который провёл здесь больше года, — говорит Вера Горбань. — Они мне потом рассказывают, что на самом деле рады присутствию робота в палате. Раньше, когда наступали выходные, пациенты огорчались, что в отделении остаётся только дежурный врач. Теперь они уже привыкли к тому, что всегда могут пообщаться и со мной. Недоверия к роботу ни у кого нет. Все сначала смотрят с интересом, а потом воспринимают его как ещё одного сотрудника».

Робот подъезжает к постели больного
Робот подъезжает к постели больного. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Когда заведующая отделением реанимации находится в своём кабинете, робот стоит в палате и показывает всех пациентов сразу на экране ноутбука врача. Одним движением руки Вера Горбань направляет робота к пожилой пациентке, которая накануне перенесла операцию. «Анна Михайловна, как ваши дела?» — интересуется заведующая. «Нормально, — отвечает пациентка. — А когда кормить будут?». «Аппетит уже появился, — радуется Горбань. — Значит, бабушка пошла на поправку!»

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах