Примерное время чтения: 5 минут
1999

Польша. Успехи и проблемы национального здравоохранения

Лекарственное обозрение № 20. Цена и ценность медицинских инноваций 29/10/2016

Польша стала первой страной социалистического блока, в которой в 1989 году начался переход к рыночной экономике. В последующее десятилетие уровень и структура финансирования здравоохранения претерпели существенные изменения.

Организация

Согласно Конституции Республики Польша 1997 года, всем гражданам страны, независимо от их финансового положения, гарантировано право равного доступа к медицинским услугам, финансируемым из государственных средств: фондов социального страхования, национального бюджета и регионального, районного, местного управления.

Главным законодательным органом в области охраны здоровья является Министерство здравоохранения, но функции управления, планирования, контроля и финансирования системы здравоохранения разделены между Министерством здравоохранения, Национальным фондом здравоохранения и территориальными органами самоуправления.

Министерство здравоохранения определяет национальную политику в области охраны здоровья, финансирует долгосрочные государственные программы, некоторые высокоспециализированные медицинские услуги, а также основные капиталовложения, научную деятельность и образование в области медицины.

Национальный фонд здравоохранения (NFZ) отвечает за финансирование медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС. NFZ является единым плательщиком, который обладает полномочиями заключать договоры на оказание медицинских услуг с государственными и частными поставщиками. Его деятельность контролируется Министерством здравоохранения, а финансирование этого фонда осуществляет Министерство финансов.

Территориальные органы здравоохранения всех уровней отвечают за выявление потребностей местного населения в медицинской помощи, планирование медицинского обслуживания, пропаганду здорового образа жизни и управление государственными учреждениями здравоохранения.

Финансирование

Около 72% финансирования здравоохранения поступает из государственных источников, остальное составляют прямые платежи пациентов. При этом более 60% частных платежей приходится на оплату лекарственных препаратов. Добровольное медицинское страхование в Польше тоже есть, но его вклад в бюджет здравоохранения незначителен.

После вступления Польши в Евросоюз важным источником финансирования здравоохранения стали прямые целевые инвестиции Евросоюза: на реорганизацию инфраструктуры здравоохранения, повышение гигиены труда, образование в сфере медицины, повышение квалификации работников здравоохранения, телемедицину, информационные технологии в здравоохранении и т. д. Финансовая поддержка Евросоюза нацелена в основном на повышение квалификации медицинских работников и качества менеджмента в здравоохранении.

Медицинское страхование

В Польше действует закон о всеобщем медицинском страховании. В настоящее время системой социального медицинского страхования охвачено 97,6% граждан страны. Оставшиеся 2,4% граждан страны могут получить медицинскую помощь бесплатно в пунктах обращения – оказанные им медицинские услуги оплачивают фонды социальной помощи. Нерезиденты страны и неграждане Польши, не имеющие медицинской страховки, должны оплачивать оказанные им медицинские услуги полностью из собственных средств.

Бюджет фонда социального медицинского страхования формируется следующим образом: около 55% составляют взносы работающих граждан, 10% составляют взносы самозанятого населения (кроме фермеров), 26% – взносы пенсионеров по возрасту или по инвалидности, а остальное поступает от безработных, военнослужащих и людей, работающих по контракту.

ОМС покрывает (полностью или частично) стоимость следующих медицинских услуг:

  • первичное медицинское обслуживание (услуги терапевта, семейного врача и скорой помощи);
  • специализированная амбулаторная помощь;
  • госпитальное лечение;
  • психиатрическая помощь;
  • лечение зависимостей;
  • терапевтическая реабилитация;
  • услуги сиделки и долговременная медицинская помощь;
  • услуги стоматолога;
  • санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение ортопедическими товарами и вспомогательными товарами медицинского назначения;
  • медицинская помощь при спасательных работах;
  • паллиативная помощь и услуги хосписа;
  • высокоспециализированная медицинская помощь (включая трансплантацию органов);
  • оздоровительные программы;
  • фармацевтические ЛС из позитивного списка.

Реимбурсация

Полная реимбурсация стоимости ЛС производится только отдельным льготным группам населения: ветеранам войн с инвалидностью, военнослужащим, заслуженным донорам крови и донорам органов. Списки реимбурсируемых ЛС утверждаются Министерством здравоохранения. В общий список реимбурсируемых препаратов входят только некоторые рецептурные ЛС, за которые пациенты платят фиксированную сумму, в зависимости от препарата, остальное реимбурсируется из фондов NFZ.

За препараты поддерживающей терапии, которые подлежат реимбурсации, пациенты платят от 30 до 50% стоимости. Для ветеранов с инвалидностью и их зависимых супругов, вдов военных, доноров крови и органов и некоторых других льготных категорий граждан доплаты за ЛС отменяются.

Препараты для лечения хронических, инфекционных и психиатрических заболеваний входят в отдельный список – эти препараты застрахованные пациенты получают бесплатно. За ортопедические товары и бытовые медицинские приборы также существуют доплаты пациентов, хотя не менее половины их стоимости покрывается за счёт страхования и из различных социальных фондов. Санаторно-курортное лечение пациенты также частично оплачивают из собственных средств.

Механизм оплаты медицинских услуг

Оплата поставщикам медицинских услуг, оказываемых в рамках социального страхования, производится разными способами.

Она может быть сдельная – за каждую оказанную медицинскую услугу, или подушевая – ежегодная оплата за каждого застрахованного пациента, прикреплённого к данному медицинскому учреждению. Как правило, медицинские услуги, оказываемые в рамках государственных программ по охране здоровья, финансируются сдельно за каждую услугу, а для первичного медицинского обслуживания, включая диагностику, анализы и консультации специалистов первичного звена, применяется подушевой принцип. При этом дорогостоящие диагностические процедуры (КТ, МРТ и т. п.) оплачиваются поставщикам медицинских услуг по отдельным программам.

Прямые платежи

В польском здравоохранении существуют также и прямые платежи пациентов – некоторые медицинские услуги являются платными для всех категорий граждан.

Это в основном специализированные медицинские услуги и долгосрочное пребывание в государственных клиниках, реабилитационных центрах и санаториях. Часть стоматологических услуг также является платной.

Уровень неофициальных платежей в последние годы постепенно снижается, но до сих пор остаётся довольно высоким, особенно в госпитальном секторе: неофициальный доход врачей доходит до уровня их месячной зарплаты, а при госпитальном лечении почти половина расходов пациента приходится на неофициальные платежи медицинскому персоналу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах