Примерное время чтения: 8 минут
4917

Покупатель с аллергией. Какие препараты ему посоветовать

Лекарственное обозрение № 11. Лекобеспечение: вопрос жизни и смерти 15/06/2017
/ Nestor Rizhniak / Shutterstock.com

С жалобами на остальные виды аллергии (на шерсть животных, пищевые продукты, бытовую химию) покупатели обращаются в течение всего года. Как грамотно проконсультировать любого покупателя с аллергией?

Клинический фармаколог, кандидат медицинских наук Ольга Мубаракшина.

Особенности препаратов

В настоящее время известно более 150 различных антигистаминных препаратов. За последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в создании новых противоаллергических средств с мощным действием и минимумом побочных эффектов.

Основное действие всех антигистаминных средств — противоаллергическое. Оно связано с устранением эффектов гистамина на организм, то есть уменьшением отёка, покраснения, чиханья, слезотечения, кожного зуда. При этом средства первого поколения дополнительно обладают затормаживающим, успокаивающим и снотворным действием различной степени выраженности. Этот эффект связан с тем, что большинство антигистаминных препаратов первого поколения хорошо проникают в головной мозг. Также антигистаминные средства первого поколения вызывают сухость во рту и носоглотке, задержку мочи, запоры, тахикардию и нарушение зрения. Для многих категорий больных эти эффекты нежелательны. Однако при простудных явлениях небольшое подсушивание слизистой носа может быть полезным. Эффект средств первого поколения развивается быстро, однако действуют они недолго, а при длительном приёме возможно привыкание к препарату.

Особенно часто антигистаминные препараты первого поколения применяются в следующих ситуациях:

  • лечение острых аллергических реакций, когда требуется быстрое действие лекарства;
  • терапия кожных заболеваний, проявляющихся сильным зудом;
  • комплексное лечение при высокой температуре тела для усиления действия жаропонижающих средств;
  • подготовка человека к диагностическим и хирургическим вмешательствам для предупреждения аллергических реакций;
  • симптоматическая терапия острых респираторных вирусных инфекций.

Антигистаминные препараты второго и третьего поколений имеют много преимуществ. Они плохо проникают в головной мозг, соответственно почти не действуют на нервную систему, не усиливают эффект алкоголя и могут применяться у людей, чья работа требует концентрации внимания. У них намного меньше побочных эффектов и противопоказаний.

Продолжительность их действия достигает 24 часов, поэтому большинство из этих препаратов назначается один раз в сутки. Отсутствие привыкания, что делает возможным назначение в течение длительного времени — от 3 до 12 месяцев. После отмены препарата противоаллергический эффект может длиться в течение недели. Не установлено связи между всасыванием этих лекарств и приёмом пищи, поэтому их можно принимать в любое время.

Зная эти особенности препаратов, вы легко сможете дать покупателю правильные советы и помочь с выбором нужного лекарственного средства.

Грамотная консультация

При любом запросе покупателя на противоаллергические препараты всегда нужно:

  • выявить потребность покупателя, понять, какие у него проявления аллергии и что ему может помочь в первую очередь;
  • спросить, обращался ли человек к врачу, и посоветовать посетить специалиста, если получите отрицательный ответ;
  • проконсультировать пациента по нюансам применения выбранного или назначенного врачом препарата;
  • ответить на вопросы или возражения покупателя.

Даже если покупатель пришёл за конкретным лекарственным средством, желательно спросить его, есть ли у него аллергия и как она проявляется. Это нужно для следующего:

  • покупатели могут путать название препаратов, поэтому такой вопрос поможет избежать ошибок при отпуске медикамента;
  • иногда пациенты применяют препараты не по назначению, например, могут использовать антигистаминные препараты первого поколения как снотворное;
  • предложить средства для допродажи, например наружные гели от аллергии для уменьшения сыпи и зуда.

Если же покупатель пришёл к вам с проблемой и просьбой о помощи, нужен конструктивный диалог. Например, такой:

Покупатель:

— Дайте что-нибудь от аллергии.

Фармацевт:

— Взрослому или ребёнку?

Покупатель:

— Взрослому.

Фармацевт:

— Как проявляется аллергия: сыпь, зуд, насморк, слезотечение?

Покупатель:

— После применения нового шампуня чешется кожа головы и появилась мелкая сыпь на коже лба и головы.

Фармацевт:

— Тогда вам помогут противоаллергические препараты на основе левоцетиризина. Это современный препарат, который действует 24 часа, поэтому его нужно принимать всего 1 раз в сутки. Препарат быстро снимет зуд и поможет справиться с сыпью. Вам достаточно будет небольшой упаковки (предлагайте 2 препарата на выбор — оригинальный и его аналог). Какой препарат вы выбираете? Дальше можете ответить на вопросы покупателя, почему один препарат такой дорогой (оригинальный), а второй дешевле и чем они отличаются.

Также надо сориентировать покупателя на то, что быстро снять кожные проявления аллергии могут местные средства, и предложить противоаллергический гель, например на основе диметиндена малеата. Если пациент спросит, можно ли обойтись каким-то одним средством, то можно ответить утвердительно, но подчеркнув, что более надёжно использовать и средства для приёма внутрь, и наружные. Причём системные препараты действуют более эффективно.

Основные ошибки фармацевта при консультации клиента с аллергией

1. Мало заданных вопросов

Всегда уточняйте у покупателя наличие аллергии и её проявления, чтобы избежать ошибок при отпуске препарата;

спрашивайте, как человек работает и является ли он водителем, так как большинство антигистаминных препаратов первого поколения вызывают сонливость, что опасно при вождении и может негативно сказаться на работе.

2.  Предлагается только один препарат

Предлагая медикаменты покупателю, давайте ему выбор из нескольких препаратов разной ценовой категории, чтобы он вам больше доверял, а продажа состоялась.

3.  Не озвучиваются особенности приёма и побочные эффекты

При продаже средств первого поколения информируйте покупателя о том, что в период приёма лекарства нужно отказаться от алкоголя и вождения автомобиля. Напоминайте, что эффект средств первого поколения через 7–10 дней может снизиться.

4.  Предлагается один препарат на все случаи аллергии

Изучите ассортимент антигистаминных средств в вашей аптеке и их особенности действия, тогда вы сможете предлагать подходящие препараты любому своему покупателю.

Антигистаминные препараты
Торговое название препарата МНН
Препараты первого поколения
Димедрол Дифенгидрамин
Супрастин Хлоропирамин
Тавегил Клемастин
Фенкарол Хифенадин
Диазолин Мебгидролин
Современные препараты второго и третьего поколений
Кестин Эбастин
Кларитин
Кларидол
Кларисенс
Кларотадин
Ломилан
ЛораГексал
Лоратадин
Рупафин Рупатадина фумарат
Зиртек
Зодак
Парлазин
Летизен
Цетиризин
Цетрин
Цетиризин
Ксизал
Супрастинекс
Левоцетиризин-Тева
Гленцет
Левоцетиризин
Аллегра
Фексадин
Фексофаст
Фексофенадин
Эриус
Дезлоратадин-Тева
Лордестин
Дезал
Дезлоратадин
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах