Примерное время чтения: 7 минут
1216

Гайдаровский форум. Насколько эффективно здравоохранение в России?

Лекарственное обозрение № 1-2. Фармрынок: жизнь в режиме стресса 30/01/2016
Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова на Гайдаровском форуме 2016.
Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова на Гайдаровском форуме 2016. / Михаил Воскресенский / РИА Новости

За последние годы Гайдаровский форум стал авторитетной дискуссионной площадкой, где подводятся экономические итоги развития страны за год и намечаются планы на будущее. Финансово‑экономические аспекты функционирования системы здравоохранения обсуждались в рамках панельной дискуссии «Эффективное формирование бюджета в здравоохранении», которая прошла во второй день работы форума.

Открыло дискуссию выступление министра здравоохранения Вероники Скворцовой, обозначившей основные направления работы ведомства по повышению эффективности системы здравоохранения.

Эффективность на федеральном уровне

Хотя за последние 10 лет консолидированный бюджет на здравоохранение вырос в 4,2 раза – с 690 млрд до 2,8 трлн руб. в 2016 г., задача эффективного использования имеющихся ресурсов всегда стояла перед правительством, подчеркнула министр.

Важным шагом в этом направлении стал переход на одноканальное финансирование и концентрацию средств в рамках ФФОМС. «Если в 2006 году 42% от консолидированного бюджета здравоохранения, или 290 млрд руб., находились в ОМС, то в 2016 году это 60% – и это 1,6 трлн», – отметила Скворцова.

Повысить результативность траты бюджетных средств, по словам Скворцовой, позволяет программный метод планирования. В частности, реализация государственной программы развития здравоохранения, которая имеет чёткие цели и индикаторы эффективности.

«Основным инструментом системной структуризации оказания медицинской помощи является программа государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи», – подчеркнула министр здравоохранения, добавив, что большая часть ресурсов находится именно в этой программе. В основу программы положен принцип социального равенства, что выражается в том, что средства, которые получает тот или иной регион РФ, напрямую зависят от количества проживающего там населения.

Скворцова напомнила, что с 2013 года был внедрён метод оплаты амбулаторной помощи по клинико-статистическим группам, который за это время хорошо зарекомендовал себя и считается сегодня одним из перспективных.

Ещё одним принципом повышения эффективности расходования средств является нормативный метод планирования объёмов медицинской помощи. «Это важнейшее направление, которое позволяет планировать внутри общего доведённого объёма ресурсы по видам помощи, по формам помощи и по условиям её оказания», – подчеркнула она.

Следующим принципом формирования общего консолидированного бюджета является единая тарифная система на всей территории страны, которая была внедрена в 2013 году и благодаря которой более чем на 10% уменьшились сроки лечения в стационарах при сохранении качества лечения.

Сейчас внимание Министерства здравоохранения нацелено на составление клинических рекомендаций, которые будут едины для всей территории страны. Они являются базой для экономических расчётов, для формирования критериев качества оказания медицинской помощи и для формирования регламентов Росздравнадзора на проверку этого качества.

Особое внимание министерство уделяет профилактике и профилактическим стандартам. Здесь, по словам министра, имеются огромные резервы. По данным статистики, приверженность терапии среди российских пациентов не превышает 40% и, безусловно, нуждается в повышении.

Эффективность расходования средств: взгляд из региона

Когда дело доходит до имплементации вышеуказанных принципов в субъектах Федерации, то с этим нередко возникают проблемы. Проверки, проведённые в регионах, выявили необходимость устранения ошибок при формировании бюджетов регионального уровня. За этим пристально следит федеральное министерство, обращая внимание в первую очередь на предотвращение дисбаланса и дефицитарности программ.

В свою очередь губернатор Кировской области Никита Белых привлёк внимание к тем проблемам, с которыми сталкиваются регионы.

«Кировская область – пилотный регион, где реализуется проект по лекарственному обеспечению. Промежуточные итоги в 2014 году показывают, что есть серьёзная экономия как по прямым расходам, так и по непрямым», – сообщил спикер. В то же время несправедливо, что регион, тратя собственные средства на предоставление лекарств, не получает улучшение показателей, а экономический эффект заметен для федерального бюджета.

Губернатор Кировской области также привлёк внимание к диспропорциям в финансировании местных и федеральных медучреждений. Одно дело – платить за современные уникальные технологии, но подчас повышенное финансирование федеральная больница получает только за свой статус.

Недостаточно внимания, считает губернатор, уделяется лицам, прошедшим диспансеризацию и у которых были выявлены заболевания. Такие пациенты, по словам Белых, как правило, остаются предоставлены сами себе, вынуждены лечиться за свой счёт и в большинстве своём этого не делают.

Ещё одна проблема – отсутствие программ по повышению приверженности лечению на федеральном уровне. Зачастую это приводит к тому, что пациент, перенёсший дорогостоящую операцию, потом не принимает препараты и в итоге возвращается к своему изначальному состоянию. В этом вопросе государство должно взять на себя ответственность, считает губернатор.

Самую оживлённую дискуссию в кулуарах форума вызвало предложение губернатора больше не оплачивать медицинскую помощь неработающему населению. Региональные бюджеты, платя взносы за неработающее население, фактически покрывают недобросовестных граждан. Ведь количество людей, которые действительно не работают, находясь в трудоспособном возрасте, и то население, за которое платит региональный бюджет, отличается в разы.

«Это теневой сектор, – считает Белых. – Они не только не платят налоги, обкрадывая население, но мы сами доплачиваем и минусуем бюджет. Государство должно занять более жёсткую позицию. Если ты не отвечаешь ни одной из категорий, государство платить не должно».

Ежегодно на эти цели в Кировской области тратится до 1,5 млрд руб., и наведение порядка в этой сфере может дать существенную экономию бюджетных средств, считает глава региона.

Главное – определиться с приоритетами

О необходимости достичь общего понимания относительно того, что является критерием эффективности, говорила заместитель руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Нелли Найговзина.

Должна ли эффективность выражаться в сокращении структур, в росте объёмов медицинской помощи или в улучшении показателей здоровья населения? Может, все три составляющие должны быть в уравновешенном состоянии или какой-то из этих показателей имеет приоритет? Без понимания этих вопросов невозможно достичь подлинной эффективности, считает она.

Важно, по мнению представителя аппарата правительства, определить приоритетные направления в сфере здравоохранения. Самым главным должно быть сохранение популяционного здоровья, для чего необходимо повышать статус участкового врача. Вторым приоритетом должна стать инфраструктура здравоохранения. Необходимо провести анализ сокращения числа больничных коек, а также понять, сколько потребуется ещё вложений в развитие этой инфраструктуры.

Третий приоритет – это распространение принципа «золотого часа» не только на лечение болезней сердца, но и для других нозологий, таких как пневмония, язвенная болезнь и пр.

Безусловным приоритетом для государства должна быть подготовка кадров, а также развитие лекарственного обеспечения и обеспечения медизделиями. В перспективе необходимо прийти к мотивационной системе здравоохранения, так как пока построение системы штрафов не даёт положительных результатов, считает Нелли Найговзина.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах