Примерное время чтения: 7 минут
1761

Атака дженерика. Борьба за покупателей продолжается

Лекарственное обозрение № 3. Дженерики атакуют и выигрывают? 17/02/2017
/ Image Point Fr / Shutterstock.com

Согласно ТРИПс

Дженерики (от английского generic drug) – это лекарственные средства, которые имеют в своём составе то же действующее вещество, что и оригинальные препараты, отличаясь от последних названием и ценой.

После того как в силу вступили соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашения ТРИПС), устанавливающие стандарты для защиты основных объектов интеллектуальной собственности, дженериками стали называть лекарственные препараты, на действующее вещество которых истёк срок патентной защиты. Правда, в последнее время к ним можно отнести и препараты, право на выпуск которых было получено в результате процедуры принудительного лицензирования, что, конечно, существенно сокращает время ожидания доступа к ним. Ведь в зависимости от патентного законодательства той или иной страны длительность патентной защиты может достигать двадцати пяти лет.

Достоинства и недостатки generic drug

Первым и самым главным достоинством дженериков, несомненно, является их цена, которая может быть ниже цены оригинального препарата в несколько раз за счёт отсутствия затрат на разработку и клинические испытания.

Недостатком же аналогов можно назвать сомнение в их эффективности, которая может оказаться ниже, чем у оригиналов, и связана напрямую с качеством субстанций, из которых они изготавливаются, уровнем производства и отсутствием полноценных научных исследований на всех его стадиях.

Несмотря на это, воспроизведённые лекарственные препараты, конечно, необходимы, так как дают возможность получить необходимое лечение людям с самыми различными финансовыми возможностями.

Динамика роста

Согласно данным DSM Group, происходит постепенная подмена в розничном сегменте оригинальных препаратов на дженерики.

В результате чего доля первых постепенно уменьшалась в стоимостном выражении (изменение достигло около 4%). Что же касается дженериков, то именно на них падает 85,5% предпочтений потребителей. Как отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк: «По результатам 8 месяцев 2016 года, 33% дженериковых препаратов, купленных в аптеке, производится отечественными компаниями. В аналогичном периоде прошлого года этот показатель составлял 31%, что показывает положительную динамику и может говорить об эффективности реализации программы импортозамещения».

Побеждают доступные

Приведённые DSM Group цифры вполне объяснимы, так как кризис, из которого наша экономика пока так и не выбралась, вынуждает россиян жить в режиме экономии. А оригинальные препараты при всех их достоинствах настолько подросли в ценах за последний год, что даже наиболее обеспеченные слои общества всё чаще делают выбор не в их пользу. В результате визит почти каждого покупателя в аптеку начинается с просьбы о дешёвом лекарстве.

Людмила, фармацевт, Москва:

–  У оригинальных препаратов остаётся всё меньше шансов дойти до потребителя, потому что цены на них в большинстве случаев продолжают расти такими темпами, что вызывают просто изумление не только у покупателей, но и у нас, аптечных работников. Приведу только один пример. Глазные капли «Квинакс», цена на которые до недавнего времени находилась в пределах 500 рублей, подорожали сначала до 800, а затем и до совсем невероятной цифры – 1600 рублей.

Оксана, провизор, Самара:

–  Оригинальные препараты сейчас не особенно популярны среди покупателей. Поскольку они часто в разы дороже дженериков. Придя в аптеку, посетители, как правило, просят, что называется, огласить весь список средств с одним и тем же действующим веществом. И цены в этой цепочке могут иметь разброс, к примеру, от 20 до 500 рублей. Ждать при этом, что покупатель отдаст предпочтение замечательному, но оригинальному препарату, не приходится.

Анна, провизор, Нижний Новгород:

–  Многим нашим покупателям вообще не важно, кто произвёл тот или иной препарат, главное, чтобы действующее вещество было то самое, что прописал им врач. Когда начинаешь называть торговые названия, они тебя даже недослушивают, говоря: « Ну ведь действие у них одинаковое?» А выбор такая группа покупателей делает, разумеется, в пользу препаратов, более доступных по цене.

Сто один диклофенак

Дженерики не обошли стороной, пожалуй, ни одной терапевтической группы и, согласно аналитическим исследованиям, наиболее представлены (около 49%) в ценовой нише от 150 до 500 рублей.

На долю же оригинальных препаратов приходится 58% в более дорогой группе – стоимостью от 500 рублей. Что же касается их распределения по АТС-группам препаратов, то здесь складывается следующая картина:

  • гормональные препараты – 93,3%;
  • препараты ЖКТ – 20,5%;
  • сердечно-сосудистые препараты – 14,1%;
  • препараты для лечения нервной системы – 13,9%.

А уж ситуация, когда у одного и того же оригинального препарата существуют десятки, а то и сотни аналогов, совсем не редкость.

Нажмите для увеличения

Чем руководствуются производители, выпуская на рынок очередной аналог, сказать трудно. Но, поскольку в бизнесе, как правило, каждый шаг просчитывается заранее, стоит предположить, что производство дженериков несёт в себе определённую выгоду.

И на них есть спрос, который, как говорится, и рождает предложение. Что совсем неплохо. Если, конечно, этот спрос  не создается искусственно, не стимулируется различными способами самими производителями.  Чего быть в принципе не должно, так как любой лекарственный препарат должен назначаться только врачом. А поскольку все лекарственные средства сейчас выписываются по МНН, то пациент, приходя в аптеку, имеет реальную возможность выбрать препарат из любой ценовой группы. Что, безусловно ставит его в наиболее выгодное положение.

А как относятся аптечные работники к такому разнообразию в ассортименте? И все ли препараты из семейства дженериков доходят до покупателя или же часть из них, проигрывая конкурентам своей ценовой группы, просто пылится в ящиках?

Ольга, фармацевт, Москва:

–  Дженериков в аптеке не просто много, а очень много. Особенно ими богата группа средств для лечения артериальной гипертонии. Каждое МНН может быть представлено более чем десятком производителей. И, что интересно, все они находят своих покупателей. Как правило, в большинстве своём посетители аптеки сразу предупреждают, какой именно, к примеру, эналаприл или индапид им нужен. А если он в данный момент отсутствует, то лучше придут ещё раз, но ни в коем случае не согласятся на замену.

Наверняка предсказать победителя в многолетней борьбе оригинальных препаратов и дженериков трудно. Да и так ли это важно? Главное, чтобы в выигрыше оказался потребитель.

Наш словарик
Классификационная система ATC (Anatomical Therapeutic Chemical (АТС) classification system) – принята ВОЗ в качестве международного стандарта методологии, предназначенной для проведения статистических исследований в области потребления лекарственных средств в разных странах. Система АТС разрабатывается под эгидой ВОЗ с 1969 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах