Примерное время чтения: 6 минут
9868

Сельский учитель: скоро учить будут батюшки, а лечить - бабушки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Горькая пилюля WADA 16/03/2016

В этом году расходы на школы во многих регионах урезали, И местные власти стали готовить документы для очередной оптимизации.

Плевать на людей

Юлия Борта, «АиФ»: Дмитрий Васильевич, один молодой учитель написал стихи «Зачем деревенская школа стране, где реформы идут?» 

Дмитрий Казаков: Я тоже не понимаю зачем. В школе, где я работаю, разговоры о закрытии ведутся восьмой год. Преподносят нам это начальники так: мол, если не прыгнем выше головы, школу закроют. До этого я преподавал в двух других, и там мы точно так же прыгали, стояли на голове, но школы не спасли. С 2007 г. в районе закрыли семь школ. Сейчас на подходе ещё одна, хотя село, где она дейст­вует, немаленькое, есть семьи с детьми.

По закону закрыть сельскую школу можно только с согласия сельского схода. Понимая, что жители на это никогда не пойдут, власти придумали такую штуку, как реорганизация. Школу, намеченную к ликвидации, присоединяют к другой в качестве филиала, а его-то уже можно закрывать по решению администрации образовательного учреждения. Самое обидное, что здания потом просто бросают. А можно было организовать в них кружки для детей, ведь учителя-то в посёлках остались. Наши чиновники забыли, что в деревнях тоже дети живут?

- А как жители реагируют, когда им объявляют, что школа закрыта?

- Редко кто пытается бороться. В сельской местности надавить на родителей гораздо легче. Есть власть. У этой власти имеются родственники и знакомые в каждой деревне. Через них угрозами, уговорами заставят людей молчать. Почему я сам с вами так откровенен? Уезжаю отсюда через 1,5 года в город. 

- Не выдержали учительства в селе?

- Все девять лет, что учительствую, не покидает постоянное ощущение безысходности. Каждый день идёшь на работу и думаешь, что школу закроют. Я сперва-то сюда поехал, соблазнившись программой, по которой молодым учителям, согласившимся отработать в селе 10 лет, давали жильё и машину. Но всё равно вначале чувствовал воодушевление: мол, будем мы - молодые педагоги - село возрождать. Не успел и года в сельской школе отработать, как её закрыли.

В другой для меня не хватало уроков. Я тогда даже к министру образования обратился: для чего нас позвали в сельские школы, а параллельно стали их закрывать? Мой коллега за 4 года третью школу сменил, но и там уже маячит перспектива закрытия.

Думаю об отъезде, а на душе всё равно тяжело - тянет к детям, в школу.  

Бэтмен в школе

- Три главные проблемы российского образования - низкое качество, недоступность и нехватка кадров. Применительно к селу какая самая острая?

- Кадры-то есть. Люди дер­жатся за зарплату, хоть и небольшую. А если набрать побольше учебных часов, то можно в среднем 25 тыс. руб. в месяц зарабатывать. Для сельских жителей это приличные деньги. С качеством образования намного хуже.

Вместо школы - сразу в малый бизнес. Главное - уметь считать  выручку.
Вместо школы - сразу в малый бизнес. Главное - уметь считать выручку. Фото: АиФ/ Геннадий Михеев

Не потому, что учителя плохие, условий нет. Нам приходится вести совершенно разные предметы. Я вот историк, а вёл ещё и информатику. Разве можно при такой нагрузке качественно подготовиться к урокам? Городские дети могут компенсировать то, что недобрали в школе, за счёт кружков, секций, кино, театров. А многие деревенские ребята даже школьные кружки не могут посещать - школьный автобус-то ждать не будет.  

Доступность тоже только кажущаяся. Если ребёнку, особенно в начальной школе, приходится вставать в 5-6 утра, потом час-два трястись на старенькой «газели» по ухабам, много он потом на уроке усвоит?

Сверху очень много инициатив, но каковы их цели - непонятно. Вот сейчас спустили указание воспитывать патриотизм в детях. Как его можно взять и воспитать в отдельно взятом ученике? Перед Новым годом другая инициатива - обучиться новому стандарту преподавания истории. По отчётам курсы прошли несколько тысяч педагогов. На деле мы только деньги заплатили за якобы учёбу и корочки получили. Для чего вся эта показуха? 

- ЕГЭ вводили, чтобы обеспечить равный доступ в вузы. Получилось равенство?

- Его не было и не будет. Выигрывают те, у кого есть деньги и связи, а не таланты.

- Сейчас власти планируют фильмы снимать про учителей, чтобы престиж профессии повышать. Смеётесь, вижу...

- Это глупость. Не те времена. Мы живём не в период раннего формирования информационного общества, когда люди только телевизор смотрели.

Теперь все имеют возможность получать информацию и из других источников. А чтобы молодёжь пошла смотреть фильм про учителя, он должен превращаться в робота, Бэтмена или Человека-паука.

- А что в перспективе? Слышала, кое-где сельчане скидываются, сами содержат учителей, фельдшеров и т. д. Может, мы к этому идём?

- Мне кажется, мы идём к тому, что учить детей у нас будут батюшки, а лечить - бабушки-повитухи. И рожать женщины будут в бане, как это было до советского времени. Разваливается не только образование, но и медицина, кругом деревни зарастают лесом. Мне кажется, компетентность органов власти на местах настолько низкая, что чиновники просто не понимают, что творят.

И люди в большинстве своём сейчас почему-то недумающие. Очень сильно подсели на ТВ-пропаганду. Самые тяжёлые проблемы, которые стоят перед нами, уходят на второй план. Все озабочены Сирией, Украиной. Надо очнуться, попытаться вместе хотя бы на местном уровне отстаивать свои элементарные права - на медицину, хорошее образование, и тогда жизнь будет немножко другой.

Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах