1998

Учебные программы следует пересмотреть. Зачем детям уроки «кино и домино»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Что делать: повысить зарплаты, раздать продуктовые карточки или заморозить цены? 10/02/2021
Новое – это хорошо забытое старое. В СССР учащиеся тоже факультативно смотрели кино.
Новое – это хорошо забытое старое. В СССР учащиеся тоже факультативно смотрели кино. / Михаил Озерский / РИА Новости

У школьников могут появиться новые предметы – об истории кино, по правам человека и другие.

Президент Путин поручил Минпросвещения и Минкультуры рассмотреть вопрос о введении в школах уроков по изучению наследия отечественного кинематографа. Минпросвещения планирует собрать лучшие фильмы, в том числе о школе и учителях, чтобы показывать их на таких занятиях. Министр просвещения С. Кравцов уточнил, что экзаменов по новому предмету не будет.

Ещё один новый предмет, который может войти в школьные программы, – права человека. Инициативу уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой Минпросвещения поддержало.

Между тем глава Сбербанка Герман Греф предложил учить школьников теории принятия решений. А Российский футбольный союз попросил проводить третьим уроком физкультуры футбол, дабы повысить к нему интерес у молодёжи.

В то же время звучат предложения отказаться от уроков ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). По крайней мере в их сегодняшнем виде.

Что выбрал, то и учишь?

«Надо расширять круг школьных предметов, но дать ребятам возможность выбирать из них те, к которым у них больше интереса, способностей, – говорит руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – В том числе и уроки по теории принятия решений. Но надо понимать, что такие уроки имеют серьёзный смысл, только когда опираются на алгебраический аппарат. Так или иначе нужно сначала освоить и программирование, и математику. К нам приезжали коллеги из Китая и рассказывали, что у них в лицее 4200 учеников и 4200 индивидуальных программ обучения. Всего 67 курсов по выбору, которые ежегодно обновляются. Каждый учитель обязан предложить несколько курсов. Во многих американских школах изучаемые дисциплины ученики выбирают сами. Думаю, нам стоило бы сократить число обязательных предметов и сформировать большую вариативную часть. Такой подход поддержит интерес к учёбе».

При этом Ирина Абанкина подчёркивает, что обязательная и вариативная части должны быть бесплатны в рамках основной образовательной программы.

Против механического внесения новых предметов выступают учителя. «Количество учебных часов нельзя увеличивать до бесконечности, – считает учитель русского языка и литературы из Волгограда, «Учитель года России – 2019» Лариса Арача­швили. – Если мы введём новые предметы, то нужно уменьшить часы на имеющиеся. Это литература, русский язык, математика. Готовы ли мы на это пойти?» Новые современные курсы вполне можно изучать в рамках существующих предметов, уверена Арачашвили. Например, права человека – на общество­знании, историю кино – на уроках мировой художественной культуры.

«Солярис» против «Аватара»

«Экстенсивно расширять программу нет смысла, – убеждён заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. – Это очень примитивный подход. Плохо с моралью – давайте введём предмет «Этика и психология семейной жизни». Плохо с экологией – давайте специально учить разделять мусор. Ввести факультативно уроки кино или другие – очень хорошая идея, только нельзя их навязывать, а учителя должны уметь с этим работать. Я веду факультатив по истории и теории кино с 1972 г. И вижу, что дети замечательно относятся к визуализации, только это надо с умом использовать. Обычно начинаю показы с фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв». Это очень серьёзная вещь – научить медленным просмотрам. Я показываю Феллини, Антониони, Вайду и других. Надо готовить прежде всего учителей, взрослых. А если будет просто набор патриотических фильмов – про тех же панфиловцев (которых, теперь уже говорят, не было на самом деле), то уроки превратятся в чисто идеологическую вещь. Любую хорошую идею можно извратить. Поэтому надо школам дать самостоятельность и не навязывать кучу предметов – возможности мозга ребёнка не беспредельны. Пусть будет выбор. Дети голосуют ногами. Кто-то пойдёт заниматься спортом, а кто-то придёт ко мне на кинофакультатив».

Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых