Примерное время чтения: 8 минут
300

Школа для детей с ОВЗ. Педагог о коррекции нарушений у особенных учеников

Оксана Журавлева.
Оксана Журавлева. Из личного архивa

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в получении образования не меньше других. И сегодня разрабатываются различные методики, позволяющие им в полной мере пройти весь обучающий процесс. В России живет свыше 700 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Как лучше скорректировать нарушения здоровья ребенка и почему важно партнерство родителей с врачами и учителями, рассказала эксперт по коррекционной педагогике, автор уникальной разработки — технологической карты урока, автор научных статей, педагог Оксана Журавлева.

Aif.ru: Вы долгое время ведете уроки у детей с ОВЗ, которые, как известно, являются одной из самых сложных категорий обучающихся. Как сейчас происходит коррекция нарушений у таких школьников?

Оксана Журавлева: Система специализированных (коррекционных) школ, созданная несколько десятилетий назад, действует и в наши дни, однако в 2000-х и 2010-х годах многие специализированные школы были закрыты, стала практиковаться модель инклюзивного образования, когда ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательном классе со здоровыми сверстниками. Сегодня в России есть и инклюзивное образование и специализированные школы. Относительно серьезным шагом для коррекции нарушений у таких детей стал проект по внедрению на территории всей России единых федеральных образовательных программ.

— Можете объяснить простыми словами особенности специализированных школ?

— В специализированных школах сильные педагоги, которые применяют методики, наработанные за десятилетия. Кроме того, в специализированных школах созданы оптимальные условия обучения для детей с ОВЗ: в классах мало человек, продолжительность уроков сокращена, программы адаптированы к особенностям ребенка, с учетом его заболевания. Нередки случаи, когда коррекция нарушений происходит настолько хорошо, что ребенка переводят в обычную школу, в общеобразовательный класс, и он в дальнейшем не испытывает никаких сложностей с учебой и общении со сверстниками. Работая в школе, наблюдая за процессом обучения, я пришла к выводу, что необходимо вводить новые инструменты для педагогов, в том числе применяя специализированный подход к особенным детям.

— Вы разработали систему технологических карт урока и множество методических рекомендаций, как для учителей «общего профиля», так и коррекционных педагогов. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

— Да, для более эффективной работы с учениками с ОВЗ я разрабатываю собственные материалы. Одной из них является Технологическая карта уроков, которая после публикации на популярном профессиональном ресурсе «Продленка» уже расширила арсенал многих моих коллег — действующих коррекционных педагогов и, я надеюсь, стала важным вкладом в сферу педагогики во всей России. Преподавая в учебных заведениях, я разрабатывала свои собственные материалы для занятий с детьми. Основой успеха многих школ, в том числе и тех, в которых работала я, являются талантливые педагоги, которые каждый день прикладывают максимум усилий для образования будущего поколения. Любые интересные разработки, на мой взгляд, сначал нужно предложить «на суд» коллегам, которые, опираясь на свой опыт, смогут внести какие-либо предложения или дать ценную критику, ведь именно благодаря грамотному подходу и своим оригинальным разработкам школы достигают хороших результатов: возрастает количество учеников, успешно сдавших выпускные экзамены, ученики завоевывают высокие места на региональных и международных олимпиадах и остаются мотивированные на протяжении всего учебного процесса. Я считаю, что это результаты, к которым должны стремиться все преподаватели, независимо от стажа или специализации. Естественно, внедрение новых инструментов в арсенал педагога должно быть последовательным, очень важно создать условия, в которых педагог может попробовать применить тот или иной подход или образовательную технологию. Исключением не являются и мои разработки. Очевидно, что перед использованием тех же технологических карт урока на практике преподаватель и сам должен подробно изучить данный метод, чтобы свободно ориентироваться в том, как лучше его применить.

— Расскажите, насколько важна правильная методика в образовании ребенка с ОВЗ?

— Очень важна: даже у здоровых детей каждой возрастной группы есть отличия. Чтобы объяснить одно и то же явление человеку 7, 12 и 15 лет, необходимы три разные методики. У детей с ОВЗ особенности не только возрастные, но и те, что обусловлены заболеванием и степенью его тяжести. Поэтому таких ребят распределяют по разным не просто классам, а даже школам. Например, девочки и мальчики с сахарным диабетом, с ДЦП, у которых полноценный сохраненный разум, могут получать образование по одной программе. А их сверстников с синдромом Дауна уже надо обучать с помощью совсем других методик. Именно поэтому я считаю, что крайне важно разрабатывать такие карты уроков и методические материалы для детей с особенностями. Одной из интересных методик, на мой взгляд, можно назвать проектную деятельность. Этот метод можно активно применять еще и потому, что он предоставляет детям новые возможности для кооперации, а это сразу же влечет за собой улучшения в социализации ребенка. Так, в рамках работы школы, в которой я на данный момент работаю, мой класс заработал грамоту за лучший школьный проект 2017 г. «Великие династии». Как видите, если правильно применять современные методики, они могут дать достойный результат.

— Будучи признанным экспертом в коррекционной педагогике, вы принимали активное участие в престижных мероприятиях и конкурсах, в том числе «Учитель года» в 2023 году. Не могли бы вы рассказать подробнее об этих мероприятиях?

— Конечно, в 2023 году я стала победителем международного конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель-исследователь». Участие в этом мероприятии наравне с более 100 специалистами моей сферы способствовало обмену опытом между преподавателями, учителями и педагогами, такие условия конечно же позволяют повышать качество образования. Моя победа способствовала закреплению моих действующих достижений и признанию меня и моих заслуг выдающимися в сфере образования. Кроме того, в том же году я была приглашена в качестве жюри конкурса лучших педагогических практик «Мастера педагогики». В жюри проекта я попала, как отметил оргкомитет мероприятия: «благодаря глубоким знаниям и выдающимся профессиональным достижениям в области математики и физики». Участие в роли жюри помогло не только участникам получить более тщательную оценку своих работ и достижений, но и мне самой оценить работы как молодых, так и уже опытных коллег, поддерживая актуальность моих собственных знаний и способствую обмену опытом и идеями. Это очень важный аспект не только в работе преподавателя, работающего с детьми с ОВЗ, но любого специалиста нашей сферы.

— Вы глубоко изучили проблемы школьников с учебой. На ваш взгляд, как стоит поступить родителям особенного ребенка — отправить дитя в обычное учебное заведение или все же в специализированный класс?

— На протяжении 15 лет мне приходилось работать и в лицее, и в общеобразовательных школах, сейчас моя работа непосредственно связана с обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития, соматическими заболеваниями. Опираясь на свой опыт, считаю, что необходимы и специализированные школы, и инклюзивное образование. Одному ребенку будет комфортно в общеобразовательном классе, другому — в специализированном. Проблемой является тенденция, когда в классах становится больше учеников и эффективность обучения от этого страдает. В 2021 году подсчитали, что количество детей с особенностями развития в России выросло на 6% за предшествующие 3 года, а общее число школьников — на 14% с 2016 по 2021 годы. Мать и отец, которые растят своего ребенка с рождения и находятся с ним продолжительное время, хорошо знают его привычки, характер и поведение, с какой интенсивностью и как часто проявляются симптомы заболевания, что их усиливает, а что ослабляет. Поэтому родители способны быстро давать обратную связь учителю, а тот получит возможность вносить изменения в программу обучения, подстраиваясь под особенности школьника. Это позволит выстроить образовательный процесс максимально полезно и удобно для ребенка. Могу привести личный пример: за время работы в МОУ «Бугровская СОШ» в Ленинградской области, ученики, сдающие экзамен по физике в 11 и 9 классах, показывали 100-процентную успеваемость, хороший стабильный средний балл по ЕГЭ 65—83 и занимали призовые места в школьном и муниципальном этапе олимпиад. Это очень высокий результат для преподавателя, а тем более для преподавателя детей с ОВЗ.

— Как специализированный эксперт в сфере педагогики, какой вы можете дать совет родителям в выборе учреждения, где будут лучшие условия для коррекции нарушений у ребенка с ОВЗ?

— Отдавать ребенка в специализированную школу или в общеобразовательный класс по программе инклюзивного образования — решение следует принимать, исходя из особенностей ребенка. Предварительно родителям полезно послушать рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): врачи, психологи и учителя, специализирующиеся на работе с детьми с ОВЗ, обладают компетенциями, чтобы правильно оценить, где вашему сыну или дочери будет лучше. Специализированные школы у нас существуют давно, система обучения и бытового сопровождения детей с серьезными заболеваниями в них отлажена. Инклюзивное образование в нашей стране осуществляется сравнительно недавно, и не во всех школах созданы условия для того, чтобы ребенку с ОВЗ было комфортно учиться, пребывать в здании, перемещаться. Я считаю своей целью исправить данное положение и продолжить свою педагогическую деятельность, а также разработку оригинальный учебных и методический материалов не только в России, но и на международном уровне.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах