Школы финансируются из двух бюджетов - регионального (зарплата и учебные расходы) и муниципального (функционирование и содержание зданий). Уже несколько лет в стране работает система нормативно-подушевого финансирования, т. е. деньги школа получает в зависимости от количества в ней детей. Допустим, оценивается стоимость обучения одного ученика в год в 30 тыс. руб. А дальше школы строят свою учебную и внеурочную работу так, чтобы родители вели своих детей именно к ним.
Для чего воюем?
Надеясь на честную игру, наш педколлектив с энтузиазмом воспринял эту систему. Повышали результативность, налаживали работу кружков и секций, чтобы детям было интересно. За последние годы значительно увеличилось количество детей в школе, расширился круг дополнительного образования.
Но… Наша школа уже который год недополучает примерно 7% из регионального бюджета. И мало того что регион может недодавать средства, так ещё и «своя власть» вольна ими распоряжаться. Так, в декабре 2013 г. своим постановлением местные чиновники просто отобрали у нашего педколлектива 1,5 млн рублей. А это немало - в среднем по 30 тысяч на учителя! Мотивация очень проста: в соседней школе не хватало средств. Тогда возникают резонные вопросы: для чего в стране ввели это правило финансирования, если на всех уровнях его можно менять, как заблагорассудится? Да и зачем тогда хорошо работать?
А теперь ещё и кризис. И в этом году уже нет ежемесячного распределения стимулирующего фонда. Не получают учителя премии за свои успехи. Уехала в губернскую столицу молодой математик. Уходит из школы и талантливый физик, проработавший 2 года. На зарплату 14-17 тысяч тяжело молодым с нынешними-то ценами в магазинах. Почему-то статья «учебные расходы» весной оказалась на нуле: не купить к предстоящему учебному году ни мебель, ни оргтехнику, ни спортивное оборудование. Хорошо хоть, на учебники всё-таки выделили. Стоит напомнить: когда премьер-министру Уинстону Черчиллю в годы Второй мировой войны предложили урезать расходы на образование и культуру, он отказался со словами: «А для чего тогда мы воюем?..»
А крыша всё течёт!

Кризис есть кризис. Понять можно, если власти экономят на всём и везде. Но посмотрим на бюджет нашего района этого года. Все статьи урезаны, а зарплата главы района выросла! Или ещё пример. Уже года три течёт в школе крыша, капает на детишек водичка и в дождь, и в снег. Но средств починить нет. Получив план финансово-хозяйственной деятельности школы в начале года, сравнивая его с прошлогодним и пользуясь «реальной математикой», печально было видеть, что строка «коммунальные услуги» сократилась на 34%, а средства на «поддержание штанов», выраженное в покупке посуды для столовой, медикаментов, чистящих и моющих средств, на содержание двух трёхэтажных зданий и 820 детей, текущий и косметический ремонты и подготовку школы к новому учебному году, составили аж 45 тыс. руб. Да-да, 45 тысяч в год, а это 13 копеек на одного ребёнка в день! А в это время администрация покупает новый автомобиль на сумму, почти равную ремонту крыши.
А через неделю приёмка. Краски, конечно, набрали в долг немножечко, чтобы хоть местами «эффектный вид» сделать, но крыша так и будет течь, и на территории начальной школы вместо асфальта одни ямы…
Уроки в развалинах
Более 40% школ находятся в аварийном состоянии. К 1 сентября они готовы не будут!
В этом признались чиновники сразу двух министерств - образования и строительства. Это значит, что дети в этих школах ежедневно рискуют своим здоровьем и жизнью.
Буквально весной этого года рухнула стена средней школы в Савинском районе Ивановской обл. А в июне то же самое случилось с одной из школ в Омской обл. К счастью, дети в момент ЧП за партами не сидели. А вот в прошлом году из-за трещин в стенах, протекающих потолков, вываливающихся из кладки кирпичей дети серьёзно пострадали. Произошло это и в саратовской школе, и в Бурятии. Причём случаи как под копирку: во время урока обрушился потолок, двоих школьников увезли в больницу.
«Инфраструктура значительного количества школьных зданий в плачевном состоянии, - подтвердила «АиФ» Любовь Духанина, почётный работник общего образования России, член Центрального штаба «Общероссийского народного фронта». - Среди них есть школы, которые построены 80-85 лет назад. Есть школы, официально признанные аварийными. Есть те, про которые инспекции говорят, что в них пока ещё возможно проведение учебного процесса, а на деле ситуация может оказаться иной».
Поэтому дети пойдут 1 сентября практически в развалины. Как, например, в школу в посёлке Гидроторф Нижегородской обл. Местные власти «заметили» плачевное состояние здания только после вмешательства «Народного фронта». Все обращения жителей с просьбой построить новую школу или провести капремонт старой уходили в песок. А школа немаленькая - в ней учились 800 детей.

А некоторым детям в сельской местности с нового учебного года и вовсе некуда будет пойти. Как, например, в селе Ивово Липецкой обл. Несмотря на протесты сельчан и обещания областных политиков помочь, школу закрыли. В Кировской обл. могут закрыть 8 школ, две сельские школы в Вологодской обл. В Смоленской обл. закрывают школу в деревне Петровичи - на малой родине писателя-фантаста Айзека Азимова. И здание вовсе не аварийное. В школе, куда должны будут ездить дети, по словам активистов, условия хуже.
По закону сельскую школу могут закрыть только с согласия схода местных жителей. Но, получив команду сверху оптимизировать и сэкономить бюджетные средства, чиновники проявляют служебное рвение и находят лазейки, чтобы это требование закона обойти.
Получается, деньги - всё, дети - ничто?
Растраченные миллионы, не дошедшие до школы
857 млн руб - Организация выставок и конференций
32% всех закупок Минобра. При этом на развитие образования госзакупки составили всего 18%. В Счётную палату и Следственный комитет направлен запрос о проведении проверки, состоялись ли реально мероприятия. У экспертов есть основания полагать, что нет.
157 млн руб - Мониторинг трудоустройства выпускников
Результаты оказались настолько странными (больше всех зарабатывают выпускники Исламского университета, Физкультурного и т. д., МГУ на 37-м месте), что никакой реальной пользы от мониторинга нет никому.
80 млн руб - Создание компьютерной программы
Создание программного комплекса по анализу эффективности бюджетных расходов. Согласно проверке Счётной палаты, в полном объёме заявленные задачи не решены.
70 млн руб - Техподдержка сайтов
Техподдержка официального сайта Рособрнадзора и некоего портала общероссийской системы качества образования (последний почти недееспособен).
7 млн руб - Научные работы рекомендательного характера
Научные работы по созданию рекомендаций по организации эффективной системы внутреннего контроля и аудита в вузах. Результаты не используются (Счётная палата).
От редакции
На «Детскую книгу войны» денег нет?
К 70-летию Великой Победы «АиФ» выпустил «Детскую книгу войны» - 35 дневников детей. Впервые за 70 лет под одной обложкой собраны дневники, написанные в гетто и концлагерях, в блокадном Ленинграде, в оккупации, на линии фронта и в тылу. Нашу работу оценила Л. Вербицкая, президент Российской академии образования: «Это потрясающий документ эпохи, ярчайшее свидетельство несгибаемости духа наших юных соотечественников... Книга нуждается в скорейшей публикации, должном распространении и, несомненно, должна быть включена в список 100 книг для внеклассного чтения, подготовленный Минобрнауки РФ».
Этот проект некоммерческий. Изданная благодаря спонсорам, книга разослана в региональные музеи, архивы, библиотеки. Благодаря Департаменту образования Москвы она попала во все столичные школы. А в «АиФ» со всей страны пишут школьные учителя, которые готовы купить эту книгу для детей. «АиФ» обратился в Министерство образования с просьбой издать «Детскую книгу войны» и распространить её по всем школам страны. Ответ был однозначным: денег нет! Притом что Росмолодёжь, входящая в структуру Минобра, получила из бюджета десятки миллионов рублей на программу «Патриотическое воспитание».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть