Примерное время чтения: 6 минут
3750

Проводник в мире возможностей. Каким должен быть классный руководитель?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Как выжить на зарплату? 30/08/2017

Работа классного руководителя - для тех, кто ежедневно готов координировать все процессы, происходящие в классе. Классному руководителю необходимо быть открытым для общения и взаимодействия с родителями, а также требуется стать детям и другом, и помощником, не утратив при этом учительского авторитета. 

Кроме того, классный руководитель ежедневно берёт на себя выполнение многих функций: педагога-организатора, социального педагога, психолога. А ещё он учитель-предметник... 

Главный принцип - не навреди

«Несомненно, работа эта ежечасная и ежедневная, социально значимая, - утверждает Юрий Шелухин, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы и директор школы № 825.  - Класс­ные руководители - педагоги, которые напрямую работают и сотрудничают с родителями. Одни доступны для телефонных звонков семь дней в неделю в любое время. Другие справедливо полагают, что не должны лишаться личной жизни, поэтому стараются, познакомившись с классом, наметить с родителями общую цель, выстроить с детьми уважительные, доверительные отношения, чтобы успевать разбираться с затруднениями в течение пяти рабочих дней. Но и они телефон в выходные, конечно, не отключают. Каждый индивидуально выстраивает систему своей деятельности. Главный принцип в этом деле - не навреди!»

На шаг впереди проблем

Классное руководство директор школы доверит не всем. Сильный учитель-предметник, дающий качественные знания, может не обладать компетенциями, которые требуются, чтобы стать лидером в детском коллективе, быть готовым к конструктивному диалогу с родителями, к сотрудничеству с социальными службами. Для директора очень важно увидеть в потенциальном классном руководителе желание находиться с ребятами не только в течение учебного дня, но и за рамками урока. 

«Общество и жизнь в обществе меняются, и дети меняются. Появились проблемы, о которых лет 15 назад мы понятия не имели, - констатирует Юрий Шелухин. - Возьмите те же социальные сети и опасные группы, которые в них постоянно множатся. Современному классному руководителю нужно быть диагностом - предвидеть риски, поджидающие ребёнка за школьным порогом, - и работать на опережение. В таком мегаполисе, как Москва, правильно организованный досуг не проблема. Однако дети не знают всех богатейших ресурсов города, и задача классного руководителя выступать проводником в этом мире возможностей, вовлекать учеников в благотворную среду дополнительного образования - в мир спорта, творчества и техники». 

Другая насущная проблема в школьном мире - повышенная конфликтность. На курсах повышения квалификации, проводимых Городским психолого-педагогическим центром и Московским городским педагогическим университетом, учителя учатся предупреждать конфликтные ситуации, эффективно завершать уже разгоревшиеся ссоры, применять деловые игры и тренинги для профилактики.

«Тема разрешения конфликтов очень актуальна для класс­ного руководителя, потому что он - связующее звено между всеми участниками образовательного процесса, - считает Ирина Семилетова, класс­ный руководитель 6-го класса школы № 825. - У всех разные характеры, разные ожидания, поэтому конфликты неизбежны. Классный руководитель как никто другой должен компетентно ориентироваться и находить правильные компромиссные решения».

«Я прошла курсы Городского психолого-педагогического центра и стала активно использовать знания, которые получила. Когда ты находишься с детьми на одной волне, живёшь их жизнью, являешься капитаном, обратная реакция от ребят очень хорошая», - делится впечатлениями от тренинга Марина Спирина, классный руководитель 11-го класса школы № 825.

Когда все родители - наши

Кроме того, на курсах востребованы занятия по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. «Безусловно, детям с ОВЗ нужно уделять особое внимание, оказывать социально-педагогическую поддержку. Для этого задействованы всевозможные - как школьные, так и внешкольные - службы. Функция классного руководителя - быть координатором, организатором, чтобы психологическая, социальная и дефектологическая службы без промедления обращали внимание на конкретного ребёнка», - продолжает Юрий Шелухин.

По его опыту, любым курсам повышения квалификации в школах Москвы предшествует диагностика среди учителей: сперва выявляются злободневные вопросы, и лишь после этого подыскивается подходящая ресурсная база для обучения. 

Так вот, диагностика показывает, что классные руководители не против проходить обучение по теме «Сотрудничество с родителями». Город предоставляет для этого стажировочные площадки в разных административных округах. 

«Нужно видеть в родителе партнёра, единомышленника, человека неординарного, талантливого, руководствоваться принципом педагогики сотрудничества - и результат не заставит себя долго ждать. Работай честно - тогда родители тебя оценят, поймут и будут готовы помочь, - убедился за годы практики Юрий Шелухин. - Скажу как директор и человек, который более двадцати пяти лет работает в образовании. Все родители - наши родители. Кто-то осознанно выбрал эту школу, кто-то - по стечению обстоятельств, но мы все объединены причастностью к ней». 

Конкурс в новом формате

Полномочия Ассоциации классных руководителей школ Москвы распространяются широко: её члены совершенствуют профессиональную деятельность в области воспитания, распространяют лучшие практики, делятся опытом с регионами и внедряют современные воспитательные технологии. Активно работая, ассоциация повышает статус классного руководителя. Этому также способствуют различные профессиональные конкурсы.

Было бы странно, если «Самый классный классный» проводился бы без участия ассоциации. Основательный подход ко всему, за что она берётся, привёл к... отмене конкурса. Отмена временная. Причина объективная. Классные руководители и опытные заместители директора по воспитательной работе пришли к коллегиальному мнению, что формат состязания немного устарел.

«Хорошо, когда классное руководство обросло традициями, педагог накопил опыт. Но разрабатываются новые методики и технологии воспитания, для нашей работы очень существенные, значимые для Москвы - города, ставшего единой, большой, интересной школой. У классного руководителя формируются дополнительные компетенции, и в положении о конкурсе мы хотим заложить критерий применения нового классным руководителем: что он понимает под этим, как внедряет, - рассказывает о планах Юрий Шелухин. - Мы слушаем разные мнения - учёных, практиков и классных руководителей. Привлекли людей науки, потому что теория и практика всегда идут вместе. В деятельности классного руководителя аспект научности должен присутствовать. К модифицированному положению о конкурсе мы придём в течение сентября».

До вершин будущего конкурса дойдёт только «самый классный классный», взрастивший самых классных учеников, которых он в первую очередь уважает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах