Примерное время чтения: 7 минут
9017

Принцы и нищие. Правда ли, что дети богатых умнее своих бедных сверстников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Что приготовить к новогоднему столу? 29/12/2021
Школьники на Олимпиаде.
Школьники на Олимпиаде. / Александр Филиппов. / АиФ

Дети из богатых семей лучше учатся, имеют более высокий IQ, утверждают исследования. Получается, если ты родился в бедной семье, обречён быть менее образованным?

Однако в жизни всё намного сложнее. Да, материальная обеспеченность и положение родителей дают больше возможностей для получения лучшего образования. И дети из обеспеченных семей зачастую имеют лучшую успеваемость. Это подтвердили, например, исследования, проведённые сотрудниками Высшей школы экономики. Даже уровень школы имеет меньшее влияние на оценки, чем социально-экономический статус родителей. Есть подобные исследования и в мире.

«По результатам международных исследований достижений школьников выявлены признаки, определяющие эффективную школу, которая даёт хорошие, устойчивые результаты учащихся, — говорит руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — И во всех странах комбинация таких факторов, как безопасность, качество педагогов, образовательные технологии, инфраструктура, объясняет эффективность школы. Из 34 стран только в России и Чехии ни один из этих факторов не работает без добавления социально-экономического статуса семей. Получается, без содействия семей в получении образования мы не справляемся с задачей доступности качественного образования. Мотивированные благополучные семьи с высокими доходами с самого раннего возраста начинают вкладываться в образование детей. Детям, которые не обладают такими ресурсами семьи, требуется гораздо больше усилий, чтобы демонстрировать такие же результаты».

Ситуацию с неравенством не спасает даже то, что в стране есть немало возможностей развивать таланты детей на бюджетной основе. Например, творческие и научные смены в таких центрах, как «Сириус», «Артек» или «Орлёнок». Ведь чтобы попасть туда, надо выиграть конкурс. В конкурсе случайно не победишь. Требуется подготовка, т. е. дополнительные занятия, а значит, вложения денег. Получается замкнутый круг. 

«Детей надо лучше кормить»

«Я бы не стал так уж слепо доверять результатам подобных исследований, — не соглашается завотделом Центра развития стратегии образования МГУ Константин Зискин. — Единственное, что можно более-менее объективно описать, — это, действительно, уровень дохода. Всё остальное — программы, качество педагогов и т. д. — спорные основания в оценке эффективности. Кому-то нужно, чтобы был строгий учитель, другим — более демократичный, одним подходит одна программа обучения, другим — иная.

Что ещё важно. Детей в школе надо лучше кормить. На качество выпускников школьное питание влияет не менее сильно, чем качество учителей. Как мы знаем, мозг — самый энергопотребляющий орган организма. Есть такая точка зрения, что экономический рост послевоенного времени в 1960-е гг. в Европе связан не с тем, что дети после войны пошли в школы и получили образование, а с тем, что их просто накормили. В России есть те, кто живёт впроголодь.

А что касается богатых и бедных, то тут тоже не всё так прямолинейно. Есть немало весьма обеспеченных родителей, которые своими детьми особенно не занимаются — отдают в закрытые спецшколы или пансионы. А по кружкам с детьми бегают родители среднего достатка. Успех в учёбе скорее связан с уровнем образования отца с матерью. Если родитель — работник интеллектуальной сферы, имеет высшее образование, скорее он будет более внимателен к образованию детей. Но, опять-таки, необязательно. Бывают очень успешные люди из самых низов, бывают крайне неуспешные из верхов. Да и что такое этот успех? Если у нас, например, ты получил высшее образование и стал врачом или учителем в провинции, то ты успешен или нет? Врач в США и врач в России — тут тоже вопрос успешности непонятен. Можно чуть изменить показатели, определение успешности, провести исследование, и, наоборот, окажется, что успешные дети — это более бедные.

Но даже если допустить, что исследование объективно, — вопрос: что с этим делать? Лучше начать с просветительской работы с родителями: как уделять внимание детям, как их развивать. Может, государству имеет смысл задуматься — а не сделать ли в школах все дополнительные занятия для детей бесплатными?» 

Не в деньгах счастье?

«Конечно, деньги — это преимущество для получения хорошего образования. Но многое зависит от мотивации, отношений детей с родителями, образа жизни, стратегии поведения, которую транслируют в семье, — считает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Чеботарёва. — Та же мотивация помогает найти какие-то менее затратные способы для получения хорошего образования. Просто требуется больше инициативы, больше усилий, чтобы найти бесплатные ресурсы. Я знаю много случаев, когда люди именно из неблагополучных семей добились очень заметных успехов. Когда я спрашивала, как им это удалось, они говорили, что, например, у них, несмотря ни на что, были хорошие отношения с родителями. И ребёнок сильно старался, чтобы о его семье ничего плохого не думали, — учился, добивался успеха в спорте, творчестве. А есть и другая сторона медали, когда в очень богатых семьях вырастают неблагополучные дети. Это история про потерю контакта с родителями. Дети хотят внимания, а родители вместо этого — репетиторов, заграничные школы. Конечно, тогда дети бунтуют».

По мнению Елены Чеботарёвой, много зависит от того, в чём семья видит смысл денег. «Одни деньги используют как ресурс, считая, что они дают возможности для развития. А для других это спасение от страхов, тревог, гарантия выживания, — отмечает она. — Те, кто с помощью денег спасается и защищается, часто детей запугивают: не будешь учиться — пойдёшь работать грузчиком, курьером, таксистом (раньше говорили — дворником). Если ребёнку ставится задача получить хороший диплом, чтобы устроиться на хорошую работу, то он знаниями не интересуется. Ему важно „корочки“ получить. И совсем другое дело, когда при деньгах ещё есть интерес, любопытство, потребность в самовыражении, творчестве.

И всё же важнее денег мотивация и восприятие мира. Чтобы реализовывать себя, в современной жизни не всегда нужны большие ресурсы. Можно придумать, как удовлетворить интересы детей и давать им знания об окружающем мире бесплатно или недорого. Если у самих родителей есть интерес к жизни, кроме зарабатывания денег, то они то же самое транслируют детям. И если при этом у них хороший контакт с ребёнком, то у него много психологических ресурсов, чтобы развиваться.

Трудная жизненная ситуация часто даёт больше возможностей для творчества и поиска. Купить легко. А вот найти способ, как сделать что-то без большого количества денег, — это уже саморазвитие». Потому что деньги для детей — это ведь очень часто полная вседозволенность и избалованность.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах