Примерное время чтения: 5 минут
5789

Объединение вузов. Студенты и преподаватели против, но Минобр их не слышит?

Студенты и преподаватели мятежного РГТЭУ бастовали, не желая вливаться в «Плехановку».
Студенты и преподаватели мятежного РГТЭУ бастовали, не желая вливаться в «Плехановку». РИА Новости

Конь и трепетная лань

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уверяет, что у ведомства нет цели закрыть или реорганизовать то или иное заданное количество вузов. Надо лишь закрыть те, что не обеспечивают высокий уровень обучения, которые только выдают дипломы, по сути, не ведя никакой образовательной деятельности. Мол, слабые вузы не могут набрать студентов и конкурировать с сильными, значит, не должны существовать как отдельная структура.

Но вот недавно перестал существовать как самостоятельная единица известный вуз, готовящий программистов и айтишников, — МЭСИ, его присоединили к РЭУ им. Плеханова. По логике министерства, это вуз, который только выдавал дипломы и был не способен набрать студентов?

«МЭСИ — вуз, который является безусловным лидером электронного обучения в России, причём, по данным самого же министерства, — считает Олег Смолин, 1-й зампред Комитета по образованию Госдумы. — Когда проводили специальный мониторинг, составляли рейтинг готовности вузов к электронному обучению, МЭСИ оставил всех далеко позади. «Плехановка» никогда этим не занималась. В итоге попытались в одну телегу впрячь коня и трепетную лань, и, похоже, эксперимент провалится. Хотя я знаю, что оба коллектива этого не хотели, на них надавили, и они вынуждены были проголосовать за. Уже происходят увольнения компьютерщиков, и, вероятно, мы откатимся назад по электронному обучению от мирового уровня даже в ведущем профильном университете. Получается, в образовании, как и в жизни: только то, что достигается по любви и согласию, даёт крепкую светлую перспективу».

Так почему вуз уничтожили? МЭСИ попал в «чёрные» списки неэффективных по итогам мониторинга вузов и, видимо, не смог быстро «исправиться». В числе важных критериев — количество площадей у вуза, число преподавателей и т. д. «Но дело в том, что электронным вузам ни к чему иметь четырнадцать квадратных метров в Москве на студента, который учится во Владивостоке, — говорит Олег Смолин. — И при электронном обучении можно иметь меньше преподавателей в расчёте на сто студентов, а этот показатель тоже присутствует (в оценке эффективности вуза — прим. ред.)».

Нет никаких подтверждений тому, что более крупный вуз непременно даёт более качественное образование, считает эксперт. А отрицательные стороны налицо. Первые годы после такой реформы слитые вузы зачастую вообще не работают, а лишь выясняют, кто теперь главный: в ректорате, деканате, на кафедре, в научной деятельности.

Фото: РИА Новости

Протесты подавляют

Минобрнауки уверяет: объединения возможны только на добровольной основе. Однако каждый раз, когда объявлялось, что некий «слабый» вуз присоединят к сильному, студенты и преподаватели протестовали. Но их никто не слышал, а протестные движения подавлялись на местном уровне. Студентов и преподавателей, по слухам, заставляли голосовать за слияние под давлением. Открытого и публичного обсуждения не допускали.  

Пожалуй, громче всего в СМИ освещалась первая история слияния. В новостях чуть ли не каждый день рассказывали, как бастуют студенты и преподаватели мятежного РГТЭУ, не желавшего вливаться в «Плехановку». Все последующие истории уже происходили шито-крыто: тихо и спокойно. Протесты подавляли на местах, не допускали их выхода на федеральный уровень.

Последняя показательная история — объединение трёх вузов в Самаре: к Самарскому государственному аэрокосмическому университету решено присоединить Самарский государственный университет и Самарский государственный технический университет. Официальная версия: надо создать объединённый технический университет, тогда, мол, и рейтинги остальных поднимутся, и финансирование вуза будет больше. Неофициальная — уменьшить финансирование (вместо трёх вузов останется один), сократить преподавателей.  

Хотя общественности это было преподнесено как добровольное решение самих вузов (якобы ректоры от имени вузов обратились в Минобрнауки), на деле всё обстояло ровно наоборот. На учёном совете преподаватели проголосовали почти единодушно против объединения. Буквально в конце июня студенты Самарского государственного университета неоднократно выходили на улицы с плакатами против объединения, перекрывали проезжую часть. Тем не менее приказ об объединения вроде как подписан уже самим Ливановым, и до 1 октября федеральный университет будет создан.

Даст ли такая зачистка результаты?

«От слияния в принципе не может выиграть никто, — уверен Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. — Есть такое понятие в системотехнике — «правило самого тихого корабля» (скорость эскадры равна скорости самого тихоходного корабля — прим. ред.), все кибернетики об этом знают. Если вуз слабый, то он потянет за собой сильный. Если вуз готовил хороших специалистов, но просто имел свою специфику и традиции подготовки, то от слияния опять же только пострадает. Безобразие это продолжается и ширится. Доказывать что-то некомпетентным чиновникам Минобрнауки уже невозможно. Помогает только суд. И такие решения — о незаконности закрытия вузов — уже есть».

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах