Примерное время чтения: 7 минут
2120

«Мягкая сила». Лучший способ продвижения языка - диалог науки и культуры

Язык можно постигать не только по учебнику, но и дистанционно.
Язык можно постигать не только по учебнику, но и дистанционно. / Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Некоторые эксперты утверждают: русский язык начинают забывать не только в странах СНГ, но и в России. Так ли это? Как современными методами продвигать и поддерживать русский язык?

Об этом рассуждает декан факультета маркетинга РЭУ им. Плеханова, преподаватель русского языка с 20-летним стажем, кандидат филологических наук Елена Окунькова.

Свобода выражаться

— Елена Александровна, на самом деле дети перестают правильно говорить по-русски?

— Сгущать краски не нужно. В России миллионы носителей русского языка. И трудно его взять и забыть. Другое дело, что язык — живая система, он постоянно меняется. Тот же сленг или жаргон существовал всегда. Он дополняет язык. Со временем некогда модные слова устаревают, уходят из языка. Ещё Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» писал: «Кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!» Но в итоге делает вывод, что «никакие жаргоны не вредят языку», потому что «сфера его (жаргона. — Ред.) применения узка... Русский язык, несмотря ни на что, остаётся таким же несокрушимо прекрасным». Гораздо опаснее, по его мнению, другой враг языка — «канцелярит», то есть канцелярский стиль. И сегодня невозможно не согласиться с классиком. 

Появление разговорного письменного русского языка — новое явление. Кто-то наслаждается свободой говорить и писать как угодно, например в Интернете. Но если человек при этом читает художественную литературу, ходит в театры, то его лексический запас неизбежно пополняется и культура речи никуда не исчезнет. Опаснее тенденция, когда люди начинают общаться и писать исключительно на сленге, вот тогда грамотная речь теряется.

— Руководители вузов сетуют, что абитуриенты заявление о поступлении не могут правильно по-русски написать. А с первокурсниками приходится повторять школьную программу. Вы с этим не сталкивались? 

— Конечно, сталкивалась. Но я бы не сказала, что масштабы угрожающие. За последние годы само преподавание русского языка в старших классах изменилось. Если учитель не занимается натаскиванием, а погружает учеников в язык на примере разных текстов, то от таких педагогов приходят грамотные дети. К сожалению, так работают не все. Да и сами дети нередко воспринимают изучение языка как возможность получить побольше баллов на ЕГЭ. А сдали ЕГЭ — и всё, можно забыть, можно не читать. Срабатывает психологически. Вот тогда мы получаем неграмотного абитуриента. Важно и после школы не упускать язык, уже, например, потому что он должен стать грамотным языком специальности. Есть, конечно, проблема и с овладением ребятами официально-делового стиля. Но она решаема. Ещё беспокоит, что немалое число выпускников школ не всегда понимают смысл текста. Может быть, это связано с недостаточным лексическим запасом, с тем, что они используют много новых слов, недостаточно читают текстов разных жанров. 

— Министр образования О. Васильева заявила, что предмет «Русский язык и культура речи» должен быть обязательным для всех студентов. 

— Это очень правильное решение. Нельзя только допускать, чтобы этот курс стал слепым подражанием школьному предмету или курсом коррекции ошибок, — всё же учить русскому языку нужно в школе, а в университете развивать культуру речи в официально-деловой и научной сфере, в профессиональном общении. Поэтому в базовой части большинства образовательных программ высшей школы этот курс есть. Важный вопрос — что вложить в его содержание. В частности, язык — это основной инструмент маркетинга. Выпускники факультета маркетинга занимаются продвижением продукта от его создания, концептуального описания, рекламы, продвижения до обратной связи с потребителем. Мне известно, что в ведущем педагогическом вузе для всех будущих предметников введены «Речевые практики». Активно развивается направление, связанное с изучением языка профессии. Изучение любого предмета — в первую очередь изучение языка этого предмета. 

— Почему в многонациональной стране, как Россия, важно обучать языку приезжих из других стран?

— Язык помогает быстрее включить приезжих в общество. Если мы настроены на принятие квалифицированных мигрантов, их надо обучить языку. И действовать гибко, потому что язык — это отражение культуры, истории. Мы таким образом показываем себя людям других культур. А они в процессе общения открываются нам. В нашей стране накоплен большой опыт включения носителей другого языка в процессы социализации или получения образования на русском. Необходимо и дальше обогащать эти практики, не превращать работу с приезжими в натаскивание на экзамен по русскому языку.

«Мягкая сила»

— Несколько лет назад был создан Совет по русскому языку при Правительстве РФ во главе с вице-премьером О. Голодец для продвижения русского языка за границей. Что это даст России? 

— Русскоязычные диаспоры, которые существуют во многих странах, укрепляют положительный имидж России. Поэтому необходимо создать как можно больше возможностей для изучения родного языка молодым людям, в юном возрасте уехавшим из нашей страны. Школы русского языка за границей — огромный ресурс. Это так называемая «мягкая сила», политический и экономический плацдарм для дальнейших дружественных отношений с другими странами. 

В последние годы русский язык изгонялся из стран СНГ. Сейчас ситуация меняется. Растёт экономическое сотрудничество, а без знания языка это невозможно. Существенная проблема — сокращение часов изучения русского языка в бывших советских республиках. Чтобы за короткое время учителя успели обучить детей языку, необходимы другие, современные методики преподавания. 

— Какие можно использовать современные методы продвижения русского языка за рубежом? 

— В первую очередь это должна быть идея диалога культур — продвижения русского театра, музыки, спорта и даже образования. Интерес к русской культуре нужно сфокусировать на таких именах, как Станиславский, Выготский, Лотман, и др. Но если молодого человека из русскоязычной семьи, проживающей за рубежом, интересует математика или физика, то надо создать для него возможности изучения этих предметов на русском языке. К слову, сейчас русская математика — это новый тренд в США и Канаде. Отсюда и интерес к языку. Нет ничего страшного, что английский язык массовый, а русский — нет. Русский достаточно сложен. Когда английский занял место эсперанто, лингвисты заговорили о том, что это приведёт к примитивизации языка. И сейчас эта проблема существует. Конечно, английский язык продолжает занимать ведущие позиции как самый востребованный иностранный язык, но у русского языка есть много ресурсов, которые делают его привлекательным для изучения. 

Многие вузы расширяют число программ, предполагающих международный обмен, зарубежные стажировки, получение двойных дипломов. И это тоже способствует продвижению русского языка. 

Важные цифры

  • Русский язык занимает 6-е место в мире по численности говорящих на нём после английского, китайского, хинди, испанского и арабского.
  • 146 млн человек говорят на русском в РФ, 127 млн — за рубежом.
  • А по использованию в Интернете русский на 2-м месте!
  • И на 4-м месте среди языков, с которых чаще всего переводят.
  • В 58 странах ведётся обучение русскому языку в российских центрах науки и культуры.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах