Примерное время чтения: 7 минут
2814

Мелу пора на пенсию. В 2018-м все школы Москвы ждёт техническое обновление

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Кто они, «мусорные короли»? 20/09/2017
Две доски пока сосуществуют в одном классе, но силы их неравны.
Две доски пока сосуществуют в одном классе, но силы их неравны. Агентство «Москва»

И строгий учитель тут ни при чём, ведь мелом они не пишут и на уроках. К концу 2017-го так будет в 694 школах Москвы, которые войдут в проект «Московская электронная школа» (МЭШ).

Сценарии проходят проверку

По-настоящему современные школы отказываются не только от испачканных мелом рук, так же решительно они прощаются с тяжёлыми школьными портфелями, потерянными дневниками, забытыми дома контурными картами и тоской на уроках. Этому грустному наследию пришла замена в виде новейших технологий. Благодаря им дети захотят не просто учиться, а учиться, учиться и учиться.

На месте школьной доски (или пока рядом с ней на той же стене, чтобы отвыкать постепенно) появляется многофунк­циональная интерактивная панель с сенсорным экраном. По сути, огромный планшет. На что он способен?

«Мы с коллегами приносим флешки, на которых сохранили при подготовке к уроку тексты, картинки, презентации, видеоролики. Включаем флешку прямо в панель и запускаем файлы, как на компьютере, - описывает педагогические будни XXI в. учитель информатики «Покровского квартала» Сергей Чурилин. - При необходимости заходим в Интернет. Также при объяснении материала на доске можно писать, включив режим комментария. Например, доска очень удобна для историков: больше не нужны бумажные атласы - можно увеличивать участки карты, делать пометки прямо на них, сохранять и затем распечатывать».

Чтобы ещё больше увеличить отдачу от уроков, учителя пользуются библиотекой МЭШ. Это 48 тыс. готовых сценариев занятий для начальной, основной школы и старшеклассников! Слайды, таблицы, видео, фото и тексты собраны по темам. Из этого многообразия предлагается брать любые материалы и составлять собственную автор­скую программу. Сценарий - подсказка для учителя. В том числе для педагога, который вышел на замену. 

Сергей Чурилин набирает в поисковой системе ключевые слова (случайный выбор пал на слова «ядерная реакция») - и в обширной базе мгновенно находится масса предложений, как представить данную тему за 45 минут урока.

За качество сценариев отвечает Городской методический центр. Педагоги присылают сюда свои разработки, сотрудники центра проверяют каждый вариант урока на соответствие строгим требованиям и вносят замечания. 

Многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном - это огромный планшет. Хочешь - смотри видео, хочешь - пиши текст.
Многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном - это огромный планшет. Хочешь - смотри видео, хочешь - пиши текст. Фото: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Покровский квартал»

Слоёный урок

К библиотеке электронных пособий имеют доступ школьники и их родители. Дома дети могут заново пройтись по материалам, увиденным на уроке, показать взрослым, что изучали сегодня, найти учебные пособия для выполнения домашнего задания и почитать художественную литературу. В каталоге собраны интерактивные карты по истории и географии. В виртуальные лаборатории разработчики заложили опыты по физике и созданию 3D-фигур.

Здесь же, в библиотеке, лежат файлы с учебниками по всем предметам. Бумажные книги полностью продублированы, поэтому носить их в портфеле нет смысла. В школах, входящих в проект, ученикам рекомендуется сидеть на уроках с включёнными планшетами, смартфонами и ноутбуками. Через эти устройства осуществляется вход в «Московскую электронную школу», и страницы учебника появляются на экране. Не приходится вглядываться с последней парты, на какое задание в книге указывает учитель, стоящий у стола. Одним касанием на своём ноутбуке тот выводит нужный пункт в пара­графе на доску-панель, и ребёнок находит его у себя в гаджете. 

Электронные устройства учеников и педагогов автономны.

«У сценариев урока три слоя, - демонстрирует пример работы С. Чурилин. - Первый - та информация, которая выводится на интерактивную панель для всего класса. Второй слой - то, что появляется на компьютере только у учителя. Файлы третьего слоя видят ученики у себя на устройствах».

Но самый любимый детский гаджет - панель. И понятно, почему, когда пробуешь выполнить разные типы заданий. Прямо на «доске» (будем называть её по старинке) дописываешь предложения, начало которых там уже имеется. Перетаскиваешь по экрану элементы схемы, приводя её к верному виду. Рисуешь стрелки, обводишь, подчёркиваешь...

«Мне нравятся уроки истории, во время которых используется такая доска, потому что она наглядно показывает перемещение войск или места сражений, - рассказывает 11-классница школы «Покров­ский квартал» Полина Дзядзина. - Большинство учителей перешли именно на такое преподавание. С многофункциональной доской уроки идут в другом формате».

«Интересно проходят литература и английский, смотрим фильмы и другие видео с хорошим звуком. Изображение не искажается при любом освещении - не нужно закрывать жалюзи или выключать верхний свет», - говорит ещё одна ученица выпускного класса Полина Лукина.

Математика московского образования проста: рюкзак ребёнка, чья школа участвует в МЭШ, стал легче в 2 раза, а успеваемость в пилотных школах повысилась на 15 процентов.

Но родители не были бы родителями, если бы не проявили обеспокоенность тем, что к привычным гаджетам добавился ещё один - панель в полстены величиной! Волноваться не стоит - вся техника проекта соответст­вует требованиям СанПиН. К примеру, в интерактивных панелях установлены немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений.

Тревожиться родители будут меньше и по другим поводам. Сервис направляет семье уведомление, когда ребёнок переступает порог школы. Также можно настроить правила питания ученика, отобрав в ассортименте школьного буфета определённые продукты.

Впечатляющая цифра МЭШ - 1 млн пользователей электронных журнала и дневника. Всегда известны расписание занятий, домашние задания и успеваемость. Через журнал и дневник налажено общение учителей с родителями, оперативное информирование в обе стороны (так, родители могут отправить сообщение о предстоящем отсутствии ребёнка, чтобы система сделала необходимую пометку «н»).

Учитель - он и дома учитель

И всё-таки не дают покоя идеально чистые доски в классах - неужели учителя совсем не пишут мелом? Трудно представить, что люди, годами работавшие традиционно, полностью от них отказались.

«Досками пользуются намного реже, чем раньше, - подтверждает первый замдиректора по развитию, учитель истории и обществознания «Покровского квартала» Алексей Павлищев. - Первая панель появилась у нас в сентябре прошлого года. В ноябре обычные доски ещё вовсю находились в работе - учителям было быстрее подойти к ним и что-то начертить или написать. Но за год, естественно, они овладели новым инструментом и освоили «Московскую электронную школу» в целом. 

Педагоги создают электронные опросники, дети выполняют задания, а балл ставит компьютер - экономим время на проверке.

Так как в школе несколько зданий, учитель в течение дня ведёт уроки в разных. Перемещаясь, он переносит с места на место свой ноутбук и остаётся с доступом к базе сценариев. Работает с ними и дома.

Благодаря новым средствам преподавание сильно меняется. На совещаниях мы всем коллективом договорились отказаться от проведения уроков в роли «говорящей головы» и отрабатываем технологию «Перевёрнутый класс». Это значит, что привычного объяснения темы не происходит. Я задаю детям вопросы, они с помощью Интернета и других источников находят ответы, предлагают их, мы устраиваем обсуждение, экс­пертизу, после чего определяемся с теми выводами, которые собирали сообща».

Официальный сайт мэра Москвы обещает, что к концу 2018 г. необходимым оборудованием и инфраструктурой для проекта МЭШ обеспечат каждую школу города. А адреса действующих участников «Московской электронной школы» - на mos.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах