Примерное время чтения: 6 минут
2239

Контрольная для здравоохранения. Чему научит непрерывное медобразование?

Лекарственное обозрение № 19. Новый уровень фармобразования 14/10/2016

Хотя переходный период непрерывного медицинского образования продлится до 1 января 2025 года, говорить, что медицинские и фармацевтические специалисты готовы к изменениям, ещё рано.

«Дорожите тем, что у вас есть. Вспомните, как фарма внедряла стандарты GMP», – обращается к медицинским и фармацевтическим специалистам исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. По его мнению, врачи и провизоры всё же менее консервативны. И сколько бы ни говорили о трудностях новой модели образования, со временем её плюсы станут важнее, чем те организационные сложности, которые возникли на старте.

А привыкнуть к ежегодным 50 часам конференций и семинаров на поверку окажется проще, чем освоить требования надлежащей практики. Со временем профессиональное сообщество поймёт это, но пока…

Сложности старта

«Кто-то не верит, что непрерывное медицинское образование уже началось. А руководители ряда вузов уверены: это всего лишь эксперимент, который с приходом новой законодательной власти быстро окончится. «Вернём академический стиль в постдиплом!» – так можно обозначить их позицию. Они искренне надеются: авантюра завершится, и процесс образования вновь станет традиционным. 144 часа в вузе раз в пять лет», – с болью говорит президент Стоматологической ассоциации России Владимир Садовский.

Ассоциация провела семнадцать форумов с региональными профессиональными ассоциациями стоматологов. «Но из этих регионов нам продолжают поступать вопросы от практикующих врачей – как будто нас там и не было», – констатирует Владимир Викторович.

Самые консервативные доктора не всегда относятся к самым консервативным профессиям. Стоматология – дисциплина современная, однако 72% российских стоматологов, а это 80 тысяч специалистов, применяют те лекарства, о которых знали ещё со студенческой скамьи. «Где найти клинических фармакологов?» – задаётся вопросом глава Стоматологической ассоциации России. Сегодня специалисты по клинической фармакологии явно не в профиците.

Ещё раз о… зачётных единицах

В 2017 году может возникнуть ситуация, когда врачам вроде бы и положено посетить свои пятьдесят учебных часов, но мероприятий было недостаточно. Как предотвратить этот вариант развития событий и что делать с зачётными единицами, если такой сценарий всё-таки воплотится в жизнь, несмотря на все усилия организаторов здравоохранения и профессиональных сообществ?

Одно из решений – не разделять первый учебный цикл на вузовскую и профессиональную части. А просто зачесть все положенные баллы, даже если доктора обучали лишь на мероприятиях сообщества специалистов. Или только в вузе.

«Никто не учитывает степень интеграции вузов и профессиональных обществ», – замечает заместитель декана факультета дополнительного профессионального образования МГМСУ Владимир Евдокимов. Действительно, в какую группу часов отнести лекцию блестящего практикующего врача, который одновременно преподаёт студентам медицинского университета?

Есть и другая сложность: у сорока из девяноста врачебных специальностей профессиональных обществ нет.

Совершить невозможное

Дистанционное обучение тоже может быть эффективным способом решить проблему. Но учебные семинары по Интернету часто становятся скорее сложностью, чем возможностью.

У кого-то из медицинских специалистов из-за прошедшей «оптимизации» элементарно нет времени. В общем и целом врачей в нашей стране вроде бы хватает, но эти цифры не что иное, как «средние температуры по больнице». В одних специальностях врачей переизбыток, в других – острый дефицит. Нехватка терапевтов – более сорока тысяч. А ведь именно они, участковые доктора, и войдут в ближайшие месяцы в систему непрерывного образования.

Сегодня отечественные врачи-терапевты работают за двоих, а то и троих. Многие из них давно забыли, что такое выходные. В будние дни – государственная поликлиника и вызовы, в субботу и воскресенье – всё те же приёмы, консультации и направления, но уже в частной клинике. Те немногие часы, которые остаются, доктор посвящает близким. Изредка – физкультуре. При труде врача это жизненная необходимость. Кто-то, чтобы быть в форме, попросту добирается на работу на велосипеде. К счастью, и в небольших городах ещё можно заниматься спортом.

Помочь десяткам тысяч докторов, которые лечат большую часть пациентов в нашей стране, – ещё один вызов для непрерывного образования.

Система обучения через всю жизнь оказалась своеобразным анализом для здравоохранения. Благодаря непрерывному медицинскому образованию становится виднее, чем сегодня болеет система медицинской помощи.

Если раньше поликлиника могла отправлять врачей на учёбу поочерёдно и дефицит специалистов был не так заметен, то теперь медицинские работники начинают учиться одновременно. А это значит, что непрерывному образованию надо совершить невозможное. Организовать обучение так, чтобы для пациента очередь на приём к врачу… верно, осталась прежней.

Студенческий принцип для практикующего доктора

Вернёмся к вопросу: как остаться в профессии тем врачам, для которых не состоялось необходимое количество лекций и семинаров? Или докторам, которые уходили в декретный отпуск? Одна из возможностей – разрешить сдавать «академическую разницу» на следующий год.

Предложение здравое, но одного года может быть недостаточно: если доктору не хватило двадцати часов на первом году после получения сертификата, то на втором году он должен принять участие в 70 часах образовательных мероприятий. Может быть, здесь стоит отступить от принципа, что студент должен сдать все «хвосты» до следующей сессии?

Практикующий врач всё-таки не студент. И его учебные перегрузки могут сказаться на его здоровье и работе с пациентами. Двадцатичасовую академическую задолженность лучше распределить на последующие годы – тогда в каждом из них доктору потребуется посетить 55 часов лекций и семинаров. Всё-таки не семьдесят.

О земском враче, и не только

Ещё одно среднее арифметическое. Дефицит и профицит распределяются не только по специальностям, но и по регионам. В крупных городах проблему нехватки врачей – пусть и для определённой части болеющих жителей – решают частные клиники. На селе выбора нет ни у доктора, ни у пациента. Однако эти сложности… могут оказаться плюсом для НМО.

Если грамотно организовать обучение «земских докторов», которые по определению должны уметь всё и работать за всех… Что ж, тогда новую модель образования примут даже скептики. А может быть, непрерывное образование для врачей и фармацевтов заставит систему здравоохранения исправить ошибки «оптимизации»?

Возникшие сегодня проблемы последипломного обучения – лишь производная от дефицита врачей и недофинансирования медицинской помощи…

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах