Пандемия изменила планы на поступление выпускников школ-2021. Только 43% школьников собираются идти в вузы. Год назад их было 48%, а в 2010 году — 80%. Каждый пятый (21%) намерен поступать в колледж. 2% готовы после школы пойти работать. А еще четверть учеников 11-х классов не определились с выбором. Таковы данные нового исследования SuperJob. При этом специальности, связанные с информационными технологиями, выбирают 26% выпускников, 16% — медвуз, учиться на инженеров собираются 11%, на экономистов — 7%, учителями, военными и менеджерами хотят быть по 5%, юристами и дизайнерами — по 4%, филологами и журналистами — по 2%.
Почему так изменились предпочтения выпускников школ и высшее образование перестало быть столь популярным, как ещё десять лет назад? Об этом рассуждает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
— В нынешней ситуации, как в идеальном шторме, сошлись все факторы. Один из главных — стагнация на рынке труда: не просто отсутствие новых рабочих мест, а закрытие очень многих частных предприятий и сокращение рабочих мест в пандемию. Это существенно изменило настроения семей на более депрессивные. Родители видят, что сейчас даже после вуза очень трудно устроиться на работу. При этом доходы падают. А чтобы поступить на бюджет, надо очень много инвестировать в ЕГЭ: оплата подготовительных курсов, услуг репетиторов и т. д. И при этом шансы поступить по результатам ЕГЭ не 100%. Поэтому сейчас многие учатся платно на тех программах, которые реально освоить.
Да, на инженерные специальности теперь выделяется большая доля бюджетных мест. Но на технических факультетах очень трудно учиться и подготовиться к поступлению. И после окончания не видно большой перспективы, учитывая, что у нас сейчас не создаются новые инженерные конструкторские бюро, а на производстве — высокотехнологичные рабочие места с достойной оплатой. Потому семьи в этом смысле разочарованы. И они считают, что надо выбирать практико-ориентированные короткие программы, которые не требуют столько вложений. А это, конечно, среднее профобразование (СПО).
За то время, пока падали доходы и падал рынок труда, а привлекательность высшего образования снижалась, СПО, наоборот, расцвело. Сыграло большую роль и движение WorldSkills (чемпионаты профессионального мастерства среди рабочих профессий), которое раскрыло потенциал новых профессий. Изменились стандарты подготовки в колледжах. Теперь есть демонстрационный экзамен, который как итоговый выпускной проходит по стандартам WorldSkills. И работодатели уже на это среагировали, готовы таких ребят брать. Появились даже частные колледжи, в том числе по компьютерным наукам, которые тоже пользуются спросом, к примеру, есть такой в Новосибирске. Да и цена за такое образование совсем другая, даже если обучаться платно.
Ещё один аргумент — служба в армии. Один год теперь уже не пугает ребят. За год не успеваешь забыть и растерять все, чему учили. Тем более сейчас и в армии есть учебные центры. Ребята рассуждают: отслужу, вернусь и еще больше шансов трудоустроиться или поступить учиться.
Кроме того, у нас наметился миграционный поток: семьи стали переезжать в южные регионы. Краснодар стал городом-миллионником, многие уезжают в Крым, Севастополь, Ростов-на-Дону. Семьи переезжают с детьми, дети меняют школы. И родители понимают, что хорошо подготовиться к ЕГЭ не всегда удается. Поэтому смена школы, школьного образования (а на юге не всегда сильное школьное образование) тоже изменяет предпочтения в выборе пути после школы. Это заставляет выбирать простые по масштабам и вложенным усилиям варианты и траектории образования.
Налицо некоторое разочарование со стороны семей в высшем образовании. Родители видят, что преимуществ больших это теперь не дает. Сбербанк подсчитал, что у нас падающая отдача от высшего образования. На поведении семей это уже сказалось.
На протяжении 2000-х годов спрос на высшее образование был завышен. Многим нужна была просто «корочка» после окончания вуза. И такой спрос рождал предложение: в системе существовала масса учреждений, дающих некачественное образование. Люди получали те самые «корочки», а вовсе не учились. С этой проблемой справились. Было закрыто много некачественных заочных программ, филиалов вузов и т. д. Теперь, чтобы учиться в вузе, надо именно учиться. Со своей стороны работодатели перестали относиться к диплому о высшем образовании с прежним доверием. У многих есть свои системы оценки квалификации при приеме на работу.
Малый и средний бизнес на дипломы вообще никогда не обращал внимания. В итоге и сегмент псевдообразования удалось ликвидировать. Поэтому сейчас выбираются вузы, чтобы учиться. Не для того, чтобы в сфере торговли, транспорта или ЖКХ делать карьеру. И тех ребят, кому действительно это образование нужно, которые реально хотят дальше учиться, работать в этих сложных сегментах экономики, оказалось меньше.
Думаю, что эта тенденция будет долгосрочной, на несколько ближайших лет. Чтобы семьи снова были мотивированы на высшее образование для своих детей, должен произойти всплеск в экономике и в первую очередь — создание высококвалифицированных и интересных рабочих мест, которые дают высокую динамику и в оплате труда, и в самореализации. Пока такого всплеска нет, семьи будут предпочитать более короткие практико-ориентированные программы, после которых, может быть, и премия от образования ниже, но зато гораздо ниже и риск вообще не трудоустроиться.