Примерное время чтения: 8 минут
2690

Что вокруг чего вращается? Учитель о важности изучения астрономии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Не раскол, а единение. Что нас объединяет, а что мешает единству? 02/11/2016

О том, зачем вводить отменённый несколько лет назад предмет, «АиФ» рассказала Наталия Гомулина, заместитель директора по инновационной и экспериментальной деятельно­сти Москов­ской гимназии на Юго-Западе № 1543, учитель физики и астрономии.  

Предмет для всех возрастов

Мария Андреева, «АиФ»: Наталия Николаевна, вы написали диссертацию на тему «Применение новых информационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании». Поэтому, думаю, вы поддерживаете введение астро­номии в обязательное школьное образование?

Наталия Гомулина: Поддерживаю. Именно обязательное. Но не только в 11-м классе. Преподавание астрономии должно соответ­ствовать возрасту школьников. В начальной школе, в рамках уроков «Окружающий мир», в основной школе - на «Естество­знании» у 5-6-х классов, в 9­-10-х - в курсе предмета «Физика». А уже в 11-м классе - отдельный предмет «Астрономия». И если есть желание учителей, администрации, школьников, то можно увеличивать количество часов до 2 в неделю в профильных физических или математических классах.  

Досье
Гомулина Наталия Николаевна. Доцент Московского института открытого образования, преподаёт более 30 лет. Кандидат педагогических наук. Учитель физики и астрономии высшей категории. Почётный работник общего образования с 2005 г. Член-корреспондент Академии информатизации образования. Член Астрономического общества. Председатель методической комиссии Российской ассоциации учителей астрономии. Автор 59 электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по астрономии, физике и другим предметам.

- Но почему современным школьникам так необходимо изучать астрономию?

- Астрономия - мировоззренческая наука. Она обобщает знания по физике, географии, истории, химии и другим предметам.

- И что эти знания дадут детям в будущем?

- А что дают знания по химии, по ОБЖ? Быть грамотным, эрудированным человеком, который будет критически относиться к «жёлтым» данным о расширении Солнечной системы, о пузырях на Солнце, о потоках вещества к Земле, которые грозят планетарными катастрофами, и т. п.

- Сейчас в школах вообще нет астрономии? Или её азы всё-таки преподаются?

-Только самые основы в начальной школе. В некоторых школах, которые работают по новым учебникам, немного сведений добавляют в 5-6-х и 9-м классах. Но в других учебных заведениях даже этого нет. 

- По вашему мнению, с какого класса следует изучать астрономию?

- С начальной школы. Тут я согласна с нашим знаменитым учёным Анатолием Засовым, который считает, что а­строномические представления об окружающем мире должны прививаться в течение всего школьного обучения.

- Следует ли создавать профильные астрономические классы? 

- Вполне можно представить, что в какой-то школе, лицее, гимназии будут созданы такие классы. Но это будут единичные учебные заведения в ­стране. Профильные классы подразумевают, что преподавать в них должны профессиональные астрономы. Следовательно, это возможно в Нижнем Новгороде, в Москве, в Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе.  

К телескопу подходить запрещено!

- Не секрет, что в 10-11-х классах школьников в основном готовят к выпускным экзаменам, делая упор на предметы, по которым сдают ЕГЭ. В этом случае кому будет интересна наука астро­номия?

- Астрономия интересна всем. Вот в нашей гимназии недавно проходил День науки. И у нас было огромное количество меро­приятий именно по астрономии.

- Как её изучать? По книжкам? А остальное в планетарии рассматривать? Ведь вряд ли школа потратится на астрономическую лабораторию или хотя бы на хороший телескоп.

- А что, современные астрономы сидят у телескопов и в них смотрят?! Оптическая астрономическая обсерватория чаще всего располагается в горной пустыне. К телескопу подходить запрещено! ПЗС-матрица находится при низкой температуре, например, минус 135 градусов. А современные астрономические обсерватории в инфра-, рентген-, гамма-, ультрафиолет-­диапазонах вообще в космосе.

- Тогда, наверное, не помешала бы обучающая компьютерная программа, в которой можно было бы рассмотреть в 3D-проекции Вселенную?

- Такие электронные образовательные ресурсы уже созданы. Некоторые из них даже можно бесплатно загрузить на планшет.

- Астрономию сдают на вступительных экзаменах в какой-нибудь вуз?

- Нет.

- А в каких вузах на каких факультетах обязательно изучение астрономии как отдельного предмета?

- На физических факультетах университетов. 

Кстати
На Международной астро­номической олимпиаде, которая проводилась в Болгарии в октябре этого года, российские школьники завоевали два «серебра» и две «бронзы». А вот в прошлом году на нашем счету были 1 золотая медаль, 2 серебряные и 3 бронзовые. И это несмотря на то, что астрономию перестали преподавать в школах ещё в 2008 г.

- Как вводить астрономию в школах, если все предметы уже расписаны? Добавлять дополнительные уроки или сокращать часть имеющихся предметов?

- Это должна решать сама школа. Часы всегда есть. В нашей гимназии в «11А» (профиль физико-химический) 5 часов по физике в неделю, 2 часа - ­астрономия, химия - 3 раза, математика - 7. В «11В» (профиль математический) 5 часов физики, 2 - астрономии, математики - 8 и химии - 2.

- Где брать учителей для преподавания астрономии? 

- Учителя астрономии - это преподаватели физики. Возможно повышение квалификации на различных курсах, в том числе дистанционных.

Кто он, современный астроном?

- В вашей гимназии уже есть уроки астрономии. Почему?

- Это соответствует запросам гимназистов, родителей и возможностям гимназии - имеются соответствующие кадры. Наши школьники регулярно участвуют в олимпиадах по астрономии (есть победители заключительного тура Всероссийской олимпиады, победители Международной олимпиады). Кстати, некоторые наши ученики иногда поступают на астрономическое отделение физфака МГУ.

- Как можно ребёнка увлечь астрономией? Раньше это были полёты в космос. Сейчас, наверное, они не так сильно привлекают современных детей?

- Современный астроном - человек, имеющий универсальное физико-математическое образование, прекрасный программист. Тут я согласна со своим коллегой Сергеем Поповым, который сказал: «При слове «­астроном» мало у кого возникает образ современного учёного, разрабатывающего оборудование для исследовательских спутников или проводящего сложнейшие расчёты на мощнейших суперкомпьютерах, или образ теоретика, вооружённого всем арсеналом современной физики и математики. Скорее перед мысленным взором возникает человек, поднимающийся по винтовой лестнице в башню с небольшим телескопом, чтобы прильнуть глазом к окуляру. Как мне думается, такое представление отпугивает от астрономии многих талантливых ребят, которые не понимают, что «звёзд­ная наука» - прекрасное место для приложения и их талантов программистов, экспериментаторов, теоретиков». Очень важно, что по астрономии легче сделать проектную работу, чем по физике, что важно по новому стандарту образования.

- Ваш отец занимался техническим обеспечением первого полёта Юрия Гагарина в космос. Вы рассказываете своим ученикам подробности о его работе, пытаясь увлечь рассказами об истории вашей семьи?

- Это было настолько засекречено, что я сама об этом узнала только тогда, когда ему вручили орден Ленина (главный орден в СССР), через несколько лет. Нет, вести разговоры не по теме не имею права, я преподаю в 11-м классе основы астрофизики: закон Вина, закон Стефана - Больц­мана, излучение чёрного тела; решение задач, выполнение сложных лабораторных работ. Современная астрофизика - это наука о физических явлениях во Вселенной. Она изучает не только звёзды, но и межзвёздную и межгалактическую среды, а также свойства и взаимодейст­вие мельчайших частиц вещества, элементарных частиц, атомов, молекул. Разговоры о семье возможны, но только не на уроках. Можно рассказать (и рассказывала неоднократно о своих личных впечатлениях о полёте Гагарина) в кружке, например, в 7-м классе.

- «Звёздный городок» Королёва стойко ассоциируется с космонавтикой, с астрономией. Неужели даже там нет в школах астрономии?

- В Королёве работают два кружка - в Железнодорожном и в Подольске. А вот есть ли астрономия в школах как отдельный урок в расписании, не знаю. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах