404

5000 точек роста и другие Кванториумы. Что получили школьники в этом году

Сюжет Национальные проекты
Фото: Юлия Скоробогатова / АиФ

Учебный год подходит к концу, впереди у школьников летние каникулы. Какие изменения происходят в образовательной инфраструктуре благодаря национальному проекту «Образование» за 2020/2021 учебный год и чего ждать в следующем учебном году?

Основные цели национального проекта — модернизация образовательной инфраструктуры с акцентом на сельские территории, ориентация на развитие талантов и успех каждого ребенка, повышение профессионального мастерства среди обучающихся в колледжах и развитие педагогических кадров.

Для реализации этих целей во всех регионах страны продолжается строительство современных школ, оснащенных интерактивным оборудованием. Модернизируются уже существующие школы. В школах малых городов и сел открывают центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», которые позволяют обеспечивать даже в отдаленных уголках страны прогрессивное обучение детей. Обеспечивается доступное дополнительное образование для детей: новые кружки и секции, которые позволяют раскрыть талант каждого ребенка. Техникумы и колледжи получают оборудование и новые мастерские.

Строительство новых школ с акцентом на сельскую местность — это возможность для детей получать образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а благодаря центрам «Точка роста» в селах появляется высокоскоростной интернет и современное оборудование. На конец учебного 2021 года работают 5000 центров «Точка роста» в школах сельской местности и малых городов, где 1,6 миллиона детей осваивают современные технологии и новые образовательные программы. К концу 2021 года таких точек роста будет уже 8000, а к 2024 году — 24 950. На текущий момент создано более 140 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях, к 2024 году планируется создать 1 034 252 новых мест в школах. Также за 2021 год в России появится 160 новых школ.

Во Владикавказе новая школа открылась в апреле 2021 года и стала структурным подразделением школы № 44, обучаются в ней ребята с 8-11 классов. Введение в эксплуатацию нового здания решило проблему двухсменного обучения. Трехэтажное здание рассчитано на 550 мест и состоит из шести блоков, в которых разместились учебные кабинеты, столовая, актовый зал, спортивные залы, библиотека, мастерские, появились тематические рекреации, коворкинг. Школа оснащена оборудованием, отвечающим современным требованиям, что в свою очередь позволяет вести обучение не только в общеобразовательных классах, но и создать профильные. Для удобства школьников между двумя зданиями по графику курсирует школьный автобус.

А центр «Точка роста», который работает в школе им. Героя Советского Союза В. Д. Рощепкина с сентября 2020 года в Оренбургской области, открыл новые возможности в обучении для школьников. Много интересного дети узнают для себя на уроках 3D-моделирования, робототехники и программирования. С современными технологиями здесь знакомят и школьников из близлежащих сел района, проводят мастер-классы и экскурсии по секциям.

Данил Викулов, ученик 9 класса, посещает кружок «Волшебный объектив», учится навыкам фото- и видеосъемки, видеомонтажа. Об открытии «Точки роста» узнал на уроке информатики от своего учителя и руководителя центра Максима Александровича Дранкина. «Мне нравится видеть необычное в обычном и фиксировать это на фотокамеру. Для меня самое сложное в работе — выбрать из множества кадров или отснятого видеоматериала самое лучшее. Буду осваивать и дальше это интересное для меня направление. На создание одной значимой видеоработы у меня может уходить до нескольких недель. В будущем рассматриваю варианты обучения на инженерных специальностях. “Точка роста” дала нам возможность обучаться по направлениям, которые раньше нам были недоступны», — поделился Данил.

Отдельное внимание уделяется поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи. Для этого открывают детские технопарки «Кванториум», «IT-кубы», Дома научной коллаборации (ДНК) и центры выявления и развития талантов детей на базе центра «Сириус». Сегодня по всей стране работают 30 ДНК, 135 детских технопарков «Кванториум» в 84 субъектах РФ, 70 мобильных технопарков «Кванториум», 71 центр «IT-куб» в 56 субъектах РФ, 66 региональных центров выявления талантов. 

С 1 сентября 2021 года для более эффективной работы детских технопарков «Кванториумы» начнут открываться на базе школ. Так, к 2024 году будет открыто 359 технопарков, в том числе 224 в школах. Изначально технопарки работали по программам дополнительного образования, но в новой редакции национального проекта особый акцент будет сделан на развитие школьного образования, воспитательной составляющей в образовательных учреждениях. В этой связи планируется, что технопарки будут активнее встроены в систему общего образования, а «Кванториумы» начнут открываться на базе общеобразовательных организаций. 

Своей историей обучения в «Кванториуме» в Сыктывкаре (Республика Коми) поделилась его ученица Маша Турьева. Она учится в выпускном классе и благодаря обучению в технопарке уже точно определилась с будущей профессией — она хочет стать биотехнологом. Свой путь в науку Маша начала в «Кванториуме», узнав о нем от другой ученицы. «Рассказы одноклассницы заинтересовали меня, она говорила про необычное оборудование, которое не видела раньше, про опыты и эксперименты. Мне тоже захотелось ходить туда. Я была приятно удивлена, когда впервые пришла на занятия — ее рассказы оказались правдой», — рассказывает Маша. Девочка уверена, что «Кванториумы» — это прекрасное место для развития. «Появляется возможность не только практиковаться в современных лабораториях, но и общаться с такими же неравнодушными ребятами, которые вдохновляют тебя. Также ты можешь определиться с выбором будущей профессии», — говорит она.

А у детей из малых городов и сел есть возможность заниматься в мобильных технопарках, которых к концу 2024 года будет 340. Например, в этом учебном году мобильный технопарк начал курсировать по Ярославской области. На неделе с 24 мая «Кванториум» будет в Борисоглебской СОШ № 2. «Благодаря сетевому взаимодействию развивается доступность для обучающихся малых городов к новым технологиям, к высокотехнологичному оборудованию, повышается уровень образовательного процесса. Сетевая реализация программ также позволяет обмениваться опытом среди педагогического состава разных образовательных учреждений», — отметил руководитель технопарка «Кванториум» Антон Дубовик.

Центр цифрового образования детей «IT-куб» открылся в конце октября 2020 года в г. Грязовец Вологодской области и стал точкой притяжения ребят, интересующихся ИТ-технологиями. Бриленков Ярослав рассказал, что для него «IT-куб» стал местом, где можно не только заниматься, но и находить единомышленников и друзей. «В “IT-кубе” я познакомился и подружился с ребятами. Мы научились работать в команде, что для меня очень важно. Также помогаю ребятам, которые младше меня, при выполнении заданий. Для меня очень важно общение с наставником, который помогаем преодолеть сложности в обучении, стать увереннее в себе и своих силах», — рассказывает Ярослав. Ежегодно цифровые технологии здесь будут осваивать 400 ребят. «В сентябре 2021 года новый центр цифрового образования детей “IT-куб” появится в городе Соколе, — рассказала заместитель губернатора области Лариса Каманина. — Он станет третьим по счету “IT-кубом”, где будут обучаться по IT-направлениям школьники в возрасте от 7 до 17 лет». Всего к 2024 году по всей стране откроется 340 таких центров. 

Важно создавать качественные условия для обучения не только для школьников, но и для молодых людей, которые обучаются в средних профессиональных общеобразовательных учреждениях, ведь основная задача — предоставить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда. Один из эффективных способов подготовить квалифицированные кадры — современные мастерские по стандартам Wordskills с современным оборудованием для обучения самым востребованным профессиям и специальностям. В колледжах открыто более 1400 современных мастерских в колледжах. К концу 2021 году планируется, что будет открыто 2200 таких мастерских, а к 2024 году таких мастерских будет 5000. 

Так, например, в Краснодарском крае в декабре 2020 года на базе Брюховецкого аграрного колледжа открылись мастерские для студентов колледжа по компетенциям «Кузовной ремонт», «Окраска автомобилей», «Обслуживание тяжелой техники», «Обслуживание грузовой техники», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Многих образцов техники, на которых ребята осваивают азы ремонта и обслуживания, сейчас нет в мастерской — они в поле, там весной самая горячая пора, и это тоже часть практики и возможность научиться работать руками. У колледжа более 6 тыс. га земли, это дает возможность студентам всех специальностей попробовать себя в деле. А в самом центре демонстрационного зала в двигателе экскаватора JCB пытаются разобраться второкурсники под руководством мастера Станислава Занина. Желтый гусеничный красавец — это вершина инженерной мысли: маневренный, устойчивый, экономичный, резиновые гусеницы позволяют работать на любой поверхности, не повреждая ее. Внутри — как в кабине самолета. Научишься разбираться в устройстве этого чуда техники — все остальное, попроще, точно уже не составит труда. «Раньше ведь как было: двигатель просто на столе лежал, попробуй подними его, поверни да доберись до сложных мест. А теперь на стапеле хоть коробку передач, хоть двигатель закрепили, и их с легкостью крутит в разные стороны электрический привод. Удобно, безопасно и быстро», — отметил заведующий мастерскими Сергей Киселев.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество